Положение о рабочих программах (ФГОС 21) 2022

РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического
совета МБОУ «Крымская
школа-гимназия»
Протокол от 16 мая 2022 г. № 5

УТВЕРЖДЕНО
Приказом МБОУ «Крымская
школа-гимназия»
от «17» мая 2022 г. № 112

ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ПО ФГОС-2021

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о рабочих программах, разрабатываемых по
ФГОС-2021 (далее – Положение), регулирует оформление, структуру,
порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ учебных
предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных
модулей муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Крымская школа-гимназия» Сакского района Республики Крым (далее –
Школа-гимназия), разрабатываемых в соответствии с приказами
Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и № 287.
1.2. Положение разработано в соответствии со следующим:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Порядком
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
 ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО);
 ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО);
 Уставом школы-гимназии;
 Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО.
1.3. В Положении использованы следующие основные понятия и термины:
 рабочая
программа–
документ
локального
уровня,
конкретизирующий содержание обучения применительно к целям ООП
общего образования и возможностям конкретного учебного предмета,
учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного
модуля в достижении этих целей;
 примерная образовательная программа – учебно-методическая
документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание
образования, планируемые результаты освоения образовательной
программы, примерные условия образовательной деятельности;
1

 оценочные средства – методы оценки и соответствующие им
контрольно-измерительные материалы.
1.4. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции
рабочих программ и мера ответственности за выполнение рабочей
программы в полном объеме определяются должностной инструкцией
педагогического работника.
1.5.
Рабочая
программа
является
служебным
произведением;
исключительное право на нее принадлежит работодателю.
2. Структура рабочей программы
2.1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением с
учетом требований ФГОС НОО и ФГОС ООО, локальных нормативных
актов школы-гимназии.
2.2. Рабочая программа должна содержать следующие обязательные
компоненты:
 пояснительная записка;
 содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля;
 планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного
курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
 тематическое планирование с указанием количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета,
учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного
модуля, и возможность использования по этой теме электронных
(цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебнометодическими материалами, используемыми для обучения и
воспитания различных групп пользователей, представленными в
электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические
возможности
ИКТ,
содержание
которых
соответствует
законодательству об образовании.
2.3. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности, кроме
перечисленного в пункте 2.2 настоящего Положения, должны содержать
указание на форму проведения занятий.
2.4. Титульный лист рабочей программы должен содержать:
– полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с
лицензией);
– гриф рассмотрения, согласования и
утверждения программы:
«РАССМОТРЕНА» на заседании ШМО (дата, номер протокола),
«СОГЛАСОВАНА» с заместителем директора по УВР (дата);
«УТВЕРЖДЕНА» приказом образовательного учреждения (дата, номер);
– название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
– Ф.И.О. педагога (педагогов), разработавшего и реализующего учебный
курс, предмет, дисциплину (модуль);
– класс (параллель), в котором изучается учебный курс;
– предмет, курс, дисциплина (модуль);
2

– год составления рабочей программы.
2.5. Раздел «Пояснительная записка» включает:
 перечень нормативных правовых актов, регламентирующих
разработку рабочей программы учебного предмета/учебного курса (в
том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля;
 цель и задачи изучения учебного предмета/учебного курса (в том
числе внеурочной деятельности)/учебного модуля;
 место учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля в учебном плане школы;
 УМК учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля для педагога;
 УМК учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля для обучающихся.
2.6. Раздел «Содержание учебного предмета/учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности)/учебного модуля» включает:
 краткую характеристику содержания учебного предмета, учебного
курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля по
каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС НОО и
ФГОС ООО;
 метапредметные связи учебного предмета, модуля, курса;
 ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения
(если актуально).
2.7.
Раздел
«Планируемые
результаты
освоения
учебного
предмета/учебного
курса
(в
том
числе
внеурочной
деятельности)/учебного модуля» конкретизирует соответствующий раздел
Пояснительной записки ООП соответствующего уровня общего образования
исходя из требований ФГОС НОО и ФГОС ООО. Все планируемые
результаты освоения учебного предмета, курса подлежат оценке их
достижения обучающимися.
В разделе кратко фиксируются:
 требования к личностным, метапредметным и предметным
результатам;
 виды деятельности обучающихся, направленные на достижение
результата;
 организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
обучающихся (возможно приложение тематики проектов);
 система оценки достижения планируемых результатов (возможно
приложение оценочных материалов).
2.8. Раздел «Тематическое планирование» оформляется в виде таблицы,
состоящей из следующих колонок:
 наименование разделов и тем, планируемых для освоения
обучающимися;
3

 количество академических часов, отводимых на освоение каждого
раздела и темы;
 информация об электронных учебно-методических материалах,
которые можно использовать при изучении каждой темы.
2.9. В качестве электронных (цифровых) образовательных ресурсов
допускается
использование
мультимедийных
программ,
электронных учебников и
задачников,
электронных библиотек,
виртуальных лабораторий,
игровых программ,
коллекций цифровых
образовательных ресурсов.
2.10. Тематическое планирование рабочей программы является основой для
создания
календарно-тематического
планирования
учебного
предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного
модуля на учебный год.
2.11. «Календарно-тематическое планирование» оформляется в виде
таблицы, состоящей из колонок:
 номер урока по порядку;
 номер урока в разделе/теме;
 наименование темы урока;
 дата проведения урока по плану;
 дата проведения урока фактически;
 примечание.
По своему усмотрению педагог может добавить колонку «Домашнее
задание».
2.12. КТП проверяется заместителем директора школы на предмет его
соответствия рабочей программе, учебной деятельности, календарному
учебному графику на текущий учебный год и настоящему Положению. На
титульном листе КТП вверху ставятся грифы:
 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора (подпись) Расшифровка
подписи Дата.
 УТВЕРЖДЕНО Директор (подпись) Расшифровка подписи, дата
приказа, номер приказа.
Сроки проверки и согласования КТП: предварительные – до 1 июля,
окончательные - до 10 сентября.
2.13.Контроль реализации КТП в полном объёме, а также проверка
соответствия электронных классных журналов/журналов учёта внеурочной
деятельности, расписания учебных занятий/ занятий внеурочной
деятельности и КТП осуществляется заместителем директора школы
всоответствии с планом внутришкольного контроля на текущий учебный год.
2.14. В случае необходимости (карантин, природные факторы, болезнь,
участие обучающихся в федеральных, региональных, внутришкольных
оценочных процедурах, изменение расписания занятий, праздничные дни и т.
д.) для обеспечения выполнения содержания рабочих в полном объёме
педагогами школы осуществляется корректировка КТП в соответствии с
приказами директора школы.
4

2.15. Пути корректировки КТП в связи выполнением учебного плана не в
полном объёме:
 оценка содержания рабочих программ по учебному предмету, курсу
или курсу внеурочной деятельности для выявления повтора тем и резервного
времени. В этом случае возможно сокращение учебного времени за счёт
часов, рассчитанных на резерв для реализации авторских подходов к
преподаванию учебного предмета, курса или курса внеурочной деятельности;
 слияние близких по содержанию тем уроков/занятий;
 укрупнение дидактических единиц по предмету/курсу;
 использование блочно-модульной технологии подачи учебного
материала;
 использование лекционно-семинарских занятий при усилении доли
самостоятельной работы обучающихся;
 предоставление обучающимся права на изучение части учебного
материала самостоятельно (в форме заданий самоподготовки) с
последующим осуществлением контроля их работы в форме зачёта ,
написания сообщения, реферата, подготовки презентации, проверочной
работы и т. п.;
 иное (в соответствии с приказом директора школы).
2.16. При выполнении корректировки КТП следует изменять количество
часов, отводимых на изучение раздела (курса). Не допускается уменьшение
объёма часов за счёт полного исключения раздела, темы из программы.
Корректировка КТП должна обеспечить прохождение содержания рабочей
программы и выполнение её практической части в полном объёме.
2.17. Рабочие программы формируются с учетом рабочей программы
воспитания.
Отобразить
учет
рабочей
программы
воспитания
необходимо одним или несколькими способами из предложенных ниже (по
выбору педагога):
 указать формы учета рабочей программы воспитания в
пояснительной записке к рабочей программе;
 оформить приложение к рабочей программе «Формы учета рабочей
программы воспитания»;
 указать информацию об учете рабочей программы воспитания в
разделе «Содержание учебного предмета/учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности)/учебного модуля» в описании разделов/тем
или отдельным блоком;
 отразить воспитательный компонент содержания рабочей программы
в отдельной колонке таблицы тематического планирования.
3. Порядок разработки и утверждения рабочей программы
3.1. Рабочая программа разрабатывается педагогом в соответствии с его
компетенцией.
3.2. Педагогический работник выбирает один из следующих вариантов
установления периода, на который разрабатывается рабочая программа:
 рабочая программа разрабатывается на учебный год;
5

 рабочая программа разрабатывается на период реализации ООП;
 рабочая программа разрабатывается на срок освоения учебного
предмета/учебного
курса
(в
том
числе
внеурочной
деятельности)/учебного модуля.
3.3. Рабочая программа может быть разработана на основе:
 примерной основной образовательной программы соответствующего
уровня образования в части конкретного учебного предмета/учебного
курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля;
 примерной программы, входящей в учебно-методический комплект;
 авторскойипрограммы;
 учебной и методическойилитературы;
 другого материала.
3.4. Педагогический работник обязан представить рабочую программу на
заседании школьного методического объединения, соответствующим
протоколом которого фиксируется факт одобрения/неодобрения рабочей
программы.
3.5. Сроки рассмотрения и согласования рабочих программ:
 согласование на заседаниях школьных методических объединений:
предварительные - до 20 июня; уточнённые – до29 августа;
 согласование с заместителем директора школы: предварительные - до
1 июля; окончательные - до 31 августа;
 утверждение приказом директора школы по представлению
августовского педагогического совета – до 1 сентября.
3.6. Рабочая программа утверждается в составе содержательного раздела
ООП соответствующего уровня общего образования приказом директора
школы.
4. Оформление и хранение рабочей программы
4.1. Рабочая программа оформляется в электронном и печатном варианте.
4.2. Электронная версия рабочей программы форматируется в редакторе
Word шрифтом Times New Roman, кегль 12–14, межстрочный интервал
одинарный, выровненный по ширине, поля со всех сторон 1–3 см.
Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств
Word. Листы формата А4. Таблицы встраиваются непосредственно в текст,
если иное не предусматривается автором рабочей программы.
Рабочая программа должна иметь титульный лист с названием учебного
предмета, курса или модуля, по которому ее разработали, и сроком освоения
программы.
Страницы рабочей программы должны быть пронумерованы. Титульный
лист не нумеруется.
4.3. Печатная версия рабочей программы дублирует электронную версию.
4.4. Электронный вариант рабочей программы хранится в школе «Учебная
часть».

6

4.5. Печатная версия рабочей программы подлежит хранению в школе в
течение всего периода ее реализации в месте, установленном директором
школы-гимназии.
4.6. Разработчик рабочей программы готовит в электронном виде аннотацию
для сайта школы. В аннотации указываются:
 название рабочей программы;
 краткая характеристика программы;
 срок, на который разработана рабочая программа;
 список приложений к рабочей программе.
5. Порядок внесения изменений в рабочую программу
5.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор
школы-гимназии издает приказ о внесении изменений в ООП
соответствующего уровня общего образования в части корректировки
содержания рабочих программ.
5.2. Корректировка рабочих программ проводится в сроки и в порядке,
установленные в приказе директора школы-гимназии о внесении изменений
в ООП соответствующего уровня общего образования.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».