5 РП ФГОС СОО география_10-11 кл_2022-Бессрочно

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРЫМСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ» САКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
естественно-математического
цикла_________/ А.И. Шостик
Протокол № _____
от «___» __________ 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора МБОУ
«Крымская школа-гимназия»
___________/ Л.М. Фефелова
«___»_____________2022 г.

РАБОЧАЯ
Предмет
Уровень
Учитель
Класс
Срок реализации
Количество часов:

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Крымская школа-гимназия»
___________/Ю.В. Пихидчук
Приказ № _____
от «___» __________ 2022 г.

ПРОГРАММА
ГЕОГРАФИЯ
базовый
Толмачева Светлана Владимировна
10-11
период среднего общего образования
по 34 часа (по 1 часу в неделю)

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования, в соответствии с примерной рабочей программой «География»,
10—11 классы, предметной линии «Полярная звезда» А. И. Алексеев и др. М. Просвещение, 2021.

РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол № ___ от «__» _______ 2022 г.

с. Крымское, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 10—11 классов линии
«Полярная звезда» Ю.Н. Гладкого и В.В. Николи ной.
Рабочая программа по географии составлена на основе:
 фундаментального ядра содержания общего образования;
 требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего
образования,
представленных
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте среднего общего образования второго поколения;
 примерной программы среднего общего образования по географии как
инвариантной (обязательной) части учебного курса;
 программы развития и формирования универсальных учебных действий;
 программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами
начального общего и основного общего образования, в том числе и в использовании
основных видов учебной деятельности обучающихся.
География
является
единственным
предметом,
содержание
которого
одновременно охватывает в единстве и взаимосвязи многие аспекты естественного и
гуманитарного научных знаний.
Общая характеристика курса географии
Структура примерной программы ориентируется прежде всего на
формирование общей культуры и мировоззрения обучающихся, а также на
решение воспитательных и развивающих задач среднего общего образования,
задач социализации личности.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное
представление о современном мире, а также развить у школьников
познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в
старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
 сформировать
у обучающихся целостное представление о состоянии
современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего
на Земле человечества;
 развить пространственно-географическое мышление;
 воспитать уважение к культурам других народов и стран;
 сформировать представление о географических особенностях природы,
населения и хозяйства разных территорий;
 научить применять географические знания для оценки и объяснения
разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
 воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к
окружающей среде.
Место курса географии в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений
Российской Федерации отводит на изучение географии в 10 и 11 классах на
базовом уровне 1 ч в неделю (всего за два года обучения 68 ч)
Курс географии ориентируется прежде всего на формирование общей культуры и
мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач
общего образования, задач социализации личности. По содержанию данный курс
географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного
географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся
представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание
географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения
населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие
географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов разных
территорий.
2

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ГЕОГРАФИИ
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
среднего общего образования должны отражать:
1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край;
2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного,
активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и
правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за
благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского
гражданского общества;
5) сформированность толерантного сознания и поведения личности в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми,
достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
6) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, обучающимися
старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
7) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе
усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
8) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
9) сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
10) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
11) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её
ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
12) сформированность основ экологического мышления, осознания влияния
социально-экономических
процессов
на
состояние
природной
среды;
приобретение опыта природно-охранной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и
внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные
ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных
ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности;
3

3) владение
навыками
познавательной,
учебно-исследовательской
и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) способность
и
готовность
к
самостоятельной
информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) умение ориентироваться в социально-политических и экономических
событиях, оценивать их последствия;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
7) умение использовать языковые средства в соответствии с целями и
задачами деятельности;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований.
Предметные результаты освоения образовательной программы среднего
общего образования по курсу географии на базовом уровне должны отражать:
1) владение представлениями о современной географической науке, её участии в
решении важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических
аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и
проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения
населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов,
протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о
природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации географической
информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и социально- экономических
аспектах экологических проблем.

4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ
10 класс
Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 ч)
Начало освоения планеты человеком. Ойкумена. Взаимодействие человечества
и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Природа и
цивилизация.
Круговорот вещества и ресурсные проблемы. Природные ресурсы, их основные
виды, размещение и крупнейшие месторождения. Природно- ресурсный потенциал.
Роль природных ресурсов в современной экономике. Ресурсообеспеченность стран
мира. Истощение природных ресурсов и малоотходные технологии.
Ископаемые ресурсы: горючие, рудные и нерудные. Обеспеченность ими
различных стран и регионов.
Земельные ресурсы. Деградация почв, её масштабы.
Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водопотребление. Восполнение
дефицита пресных вод. Гидроэнергоресурсы.
Лесные ресурсы. Запасы и размещение лесов. Лесистость. Лесопользование и
лесовосстановление.
Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные и энергетические. Роль
Океана. Энергия приливов. Проблемы и пути использования ресурсов Мирового
океана.
Ресурсы традиционной и нетрадиционной энергетики. Главные их
преимущества. Агроклиматические, рекреационные ресурсы.
Виды
природопользования.
Рациональное
и
нерациональное
природопользование.
Практические работы:
1) Оценка обеспеченности страны (региона) основными видами природных
ресурсов.
2) Сравнение обеспеченности минеральными ресурсами Российской Федерации и
Саудовской Аравии.
3) Сравнительный анализ ресурсообеспеченности населения в различных районах
земного шара (на примере лесных ресурсов).
4) Написание эссе на тему «Роль воды в моей жизни».
5) Описание одного из видов нетрадиционной энергетики (по плану).
Тема 2. Политическая карта мира (5 ч)
Формирование политической карты мира: древний, средневековый, новый и
новейший периоды. Количественные и качественные изменения на политической
карте мира. Современная политическая карта мира.
Государство — главный объект политической карты. Формы правления:
монархическая и республиканская. Формы государственного устройства: унитарное
и федеративное.
Типы государств. Главные критерии типологии.
Политическая география и геополитика.
Практические работы
1) Нанесение на контурную карту государств с разными формами правления и
разными формами государственного устройства.
Тема 3. География населения (5 ч)
Рост численности населения Земли. Демографический взрыв: его причины и
последствия. Депопуляция. Теория демографического перехода. Демографическая
политика. Типы воспроизводства населения.
Состав и структура населения. Этнический состав: одно- и многонациональные
государства. Основные очаги этнических конфликтов.
Возрастно-половой состав населения мира. Качество населения. Занятость
населения.
5

Географические особенности размещения населения. Плотность населения.
Формы расселения: городское и сельское расселение. Урбанизация как всемирный процесс.
Классификации городов.
Миграции в современном мире. Основные причины и типы миграций в мире.
Практические работы
1) Сравнительный анализ демографической политики восточноазиатских и
западноевропейских стран.
2) Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле.
3) Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся
стран.
Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций (5 ч)
Содержание понятия «география культуры». Культурный регион и культурный
ландшафт. Основные линии распространения цивилизаций. Современные
цивилизации. Всемирное наследие ЮНЕСКО.
География религий. Мировые, национальные, местные традиционные религии.
Христианство, ислам, буддизм.
Цивилизация Востока. Китайско-конфуцианская, индуистская, исламская,
японская, негро-африканская.
Цивилизация Запада. Западноевропейская, латиноамериканская, православная.
Практические работы
1) Сравнительная характеристика традиционных особенностей двух культур (на
выбор учителя).
2) Нанесение на контурную карту очагов основных религий мира.
Тема 5. География мировой экономики (8 ч)
Мировая экономика, основные этапы её развития. Аграрные, индустриальные и
постиндустриальные страны. Россия в зеркале мировой экономики. Отраслевая и
территориальная структуры хозяйства мира. Глобализация мировой экономики.
Научно-техническая революция на современном этапе.
Международное разделение труда. Факторы, определяющие размещение
экономики.
География отраслей производственной сферы. Добывающая промышленность. Энергетика
— комплекс отраслей. Топливно-энергетический баланс. Нефтяная, газовая, и угольная
промышленность. Электроэнергетика.
Обрабатывающая промышленность: структура, особенности развития и размещения.
Металлургия, машиностроение, химическая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлознобумажная, лёгкая и пищевая промышленность.
Сельское хозяйство: внутриотраслевой состав и роль в мировой экономике. Аграрные
отношения. Земледелие. Зерновые и технические культуры. «Зелёная революция».
Животноводство.
Транспорт (сухопутный, морской, речной, авиационный) и сфера услуг. Основные
международные магистрали и транспортные узлы.
Мировые экономические связи, основные формы мирохозяйственных связей. Экономическая
интеграция. Интеграционные союзы и объединения стран мира.
Практические работы
1) Нанесение на контурную карту мира аграрных, индустриальных и
постиндустриальных стран.
2) Сравнительная характеристика экономик одной из индустриальных и
постиндустриальных стран.
3) Анализ особенностей современного геополитического положения России.
4) Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства (по
выбору учащегося).
5) Разработка туристического маршрута по России (по выбору учащегося).
6

Резерв (1 ч)
11 класс
Тема 6. Регионы и страны (24 ч)
Регион. Региональная география. Культурно-исторические регионы мира.
Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.
Практическая работа
1)
Характеристика одной из международных организаций (по выбору
учащегося).
Англо-Саксонская Америка.
Соединённые Штаты Америки. Географическое положение. Природные условия
и ресурсы. История открытия и освоения. Особенности населения. Роль иммиграции в
формировании американской нации. Экономика США.
Канада. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Особенности населения. Развитие экономики.
Практические работы
1)
Характеристика одной из отраслей экономики США.
2)
Составление экономико-географической характеристики Канады (по плану).
Латинская Америка.
Географическое положение. Политическая карта региона. Природные условия и
ресурсы. Население: этнический состав, темпы роста. Экономика: современные
экономические преобразования, отрасли специализации. Регионы Латинской
Америки: Карибский регион, Андские страны, Атлантический регион. Особенности
их развития.
Практические работы
1)
Нанесение на контурную карту основных природных ресурсов Латинской
Америки.
2)
Характеристика одного из регионов Латинской Америки (по выбору
учащегося).
Западная Европа.
Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы
Западной Европы. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.
Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Население. Экономика.
Великобритания. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Население. Экономика. Внутренние различия.
Франция. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Население. Экономика. Внутренние различия.
Италия. Географическое положение. Население. Экономика. Внутренние
различия.
Практические работы
1)
Характеристика одного из регионов Франции или Великобритании (по выбору
учащегося).
2)
Сравнительная экономико-географическая характеристика двух государств
Западной Европы (по выбору учащегося).
3)
Характеристика одной из отраслей хозяйства Италии.
Центрально-Восточная Европа.
Состав региона. Географическое
Внутренние различия.

положение.

Постсоветский регион.
Географическое положение. Образование СНГ.

Население.

Белоруссия

Экономика.

и

Молдавия.
7

Страны Закавказья.
Практическая работа
1)
Характеристика одной из отраслей экономики Белоруссии.
Центральноазиатский регион.
Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Особенности
проблемы развития промышленности и сельского хозяйства стран СНГ.
Практическая работа
1)
Выявление причин миграционной политики Центральноазиатского региона.

и

Зарубежная Азия.
Географическое положение. Природное своеобразие и ресурсы. Население.
Китайская Народная Республика. Географическое положение. Природные
условия и ресурсы. Население. Демографическая политика. Экономика. Внутренние
различия. Крупнейшие экономические зоны.
Япония. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.
Экономика. Крупнейшие мегалополисы. Японское экономическое чудо.
Практические работы
1)
Характеристика одной из отраслей экономики Китая.
Юго-Восточная Азия.
Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Экономика. Типично промышленные и типично аграрные государства.

Население.

Южная Азия.
Формирование политической карты региона. Природа и ресурсы. Население.
Пестрота этнического и религиозного состава. Рост населения. Экономика.
Юго-Западная Азия и Северная Африка.
Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.
Демографическая ситуация. Экономика. Внутренние различия.
Практическая работа
1)
Экономико-географическая характеристика одного из государств Аравийского
полуострова.
Тропическая Африка и ЮАР.
Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Население. Медный пояс. Нефтепромыслы Нигерии. Южно-Африканская
Республика — единственное экономически развитое государство Африки.
Практическая работа
1)
Экономико-географическая характеристика одного из государств Тропической
Африки.
Австралия и Океания. Природа. Население. Экономика. Внутренние различия.
Океания: обособленный мир островов. Население, экономика и внутренние
различия. Новая Зеландия.
Практические работы
1)
Составление картосхемы международных экономических связей Австралии.
2)
Экономико-географическая характеристика Австралийского Союза.
Тема 7. Глобальные проблемы человечества (5 ч)
Классификация глобальных проблем. Глобальные проблемы и география.
Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости. Продовольственная
проблема. Проблема здоровья и долголетия. Пути решения проблем. Экологические
проблемы. Кризис взаимоотношений общества и природы. Деградация глобальной
экологической среды.
Практические работы
1)
Раскрытие причины, сущности, путей решения одной из глобальных проблем
8

2)

человечества.
Анализ продовольственной проблемы в странах Африки.
Резерв (5 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
География. 10—11 классы.
(по 1 ч в неделю (34 ч); всего за два года обучения 68 ч.)
Освоение знаний

Овладение умениями

Формирование
метапредметных
и
предметных компетенций

10 класс (34 ч, из них 1 ч — резервное время)
Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 ч)
Знать/понимать:
Оценивать и объяснять:
Проблемы для обсуждения:
 периоды и этапы освоения  обеспеченность
 рациональное
Земли
человеком,
природопользование;
природными
ресурсами
изменение
характера

ресурсы пресной воды на
отдельных
стран
и
связей
человека
с
Земле.
регионов мира, способы и
природой;
характер
их Вопросы для дискуссии:
 важнейшие
природные
 человек
и
природные
использования;
ресурсы
мира
и  особенности
ресурсы Земли;
особенности
их
и
приёмы
геоэкологической ситуации  формы
использования;
природопользования;
в
мире
на
основе
 необходимость
и
различных
источников  рациональное
оптимизации
нерациональное
информации.
человеческого воздействия
природопользование;
Использовать
на природную среду;
направления
приобретённые знания и  основные
 понятие
решения
проблемы
умения в повседневной
«природопользование»,
нехватки
пресной
(прежде
жизни для выявления и
виды
всего
питьевой)
воды
объяснения
природопользования;
географических аспектов
 рекреационные
ресурсы
различных
текущих
мира
событий и ситуаций
Тема 2. Политическая карта мира (5 ч)
Знать/понимать:
 содержание политической
карты мира;
 качественные,
количественные
характеристики и периоды
формирования
политической карты мира;
 понятия
«политическая
география»,
«геополитика»;
 классификацию
и
типологию стран

Оценивать и объяснять:
 содержание политической
карты мира в разные
исторические периоды;
 процессы и явления на
современной
международной арене на
основе
различных
источников информации.
Использовать
приобретённые знания и
умения
в
повседневной
жизни для выявления и
объяснения географических
аспектов различных текущих
событий и ситуаций

Разработка
проекта
«Развитие отношений России
со
странамисоседями:
дорожная карта».
Направления разработки:
 балтийский вектор;
 западный фасад бывшего
СССР;
 северный вектор;
 южный вектор;
 восточный
вектор.
Систематизация
имеющихся знаний, сбор
и
обработка
дополнительной
информации, построение
дорожной карты

Тема 3. География населения (5 ч)
Знать/понимать:
 основные
идеи
устойчивого
развития
общества;
 особенности
динамики
движения
численности
населения мира;

Оценивать и объяснять:
 демографические
процессы и явления;
 уровни урбанизации и
территориальной
концентрации населения
на
основе
различных

Исследование
проблемы
«Миграции в современном
мире
—
что
внушает
тревогу?».
Постановка
проблемы,
создание
проблемной
ситуации.
Раскрытие
9

источников информации.
следующих вопросов:
 общие
демографические
Использовать
 факторы
миграционных
категории,
теорию
приобретённые знания и
демографического
процессов;
перехода,
сущность умения в повседневной  политика
жизни для выявления и
демографической
мультикультурализма;
объяснения географических  интеграция народов;
политики;
 этнический
состав аспектов текущих событий  поиск
новых
моделей
и процессов
населения мира;
социокультурной
 возрастно-половую
солидарности людей
структуру населения;
 особенности размещения
населения по территории
Земли;
 типы и формы расселения,
содержание
процесса
урбанизации;
 причины и виды миграций
населения
Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций (5 ч)
Знать/понимать:
 культурно-исторические
центры мира;
 ареалы
распространения
мировых религий;
 крупнейшие цивилизации
мира и их особенности

Оценивать
и
объяснять Изучение
исторической
культурно-исторические
и географии
«потерянных»
цивилизационные
цивилизаций.
особенности мира на основе Учебная задача: на базе
различных
источников интернет-источников
и
информации.
дополнительной литературы
Использовать
показать
географические
приобретённые знания и особенности
некоторых
умения
в
повседневной древних цивилизаций
по
жизни для выявления и типовому плану
объяснения географических
аспектов различных текущих
событий и ситуаций
Тема 5. География мировой экономики (8 ч)

Знать/понимать:
Оценивать и объяснять:
 сущность международного  особенности
разделения
труда
и
воспроизводственной,
мировой
экономики,
отраслевой
и
содержание
научнотерриториальной структур
технической
революции
мировой экономики;
(НТР);
 характер международных
 производственную,
экономических отношений
отраслевую
и
на
основе
различных
территориальную
источников информации.
структуры
мировой Использовать
экономики;
приобретённые знания и
в
повседневной
 факторы
размещения умения
производительных сил в жизни для выявления и
объяснения географических
эпоху НТР;
различных
 особенности
процесса аспектов
текущих
событий
и
глобализации;
ситуаций
 место России в мировой
экономике;
 содержание,
формы
и
географию международных
экономических отношений;
 роль
и
значение
экономической интеграции

 Использование
статистических методов
при проведении анализа
мировой экономики;
 приведение
примеров
опорных
показателей,
характеризующих
состояние
экономики
государств и мира;
 последовательность
характеристики
отрасли
мировой
экономики
—
тренинговые упражнения;
 решение учебных задач с
использованием
статистических данных;
 обсуждение
дискуссионной проблемы
использования
трансгенных
(генномодифицированных)
организмов (ГМО)

10

Резерв (1 ч)
ИТОГО 34 часа
Формирование
метапредметных
и
предметных компетенций
11 класс (34 ч, из них 5 ч — резервное время)
Тема 6. Регионы и страны (24 ч)
Знать/понимать:
Оценивать
и
объяснять Учебно-игровой
проект
страну
для
 специфику
регионов
и географические особенности «Выбираем
ведущих
стран
мира: регионов и ведущих стран туристской поездки».
мира.
 Регионализация
особенности
Составлять комплексную и
географического
туристско- рекреационного
сравнительную
положения,
природных
пространства, выделение
условий
и
ресурсов, географические
важнейших
природных
населения,
способов характеристики регионов и
объектов,
понятий,
мира
на
основе
организации общественной стран
ассоциирующихся
с
источников
и политической жизни, различных
образом страны;
экономических
средств информации.
 определение
(структурных компонентов Использовать приобретённые
туристических
и
умения
в
хозяйства),
уровня
и знания
направлений,
повседневной жизни для
направлений
практические
действия
выявления и объяснения
экономической
потенциального
туриста
географических
аспектов
интеграции;
для
подготовки
и
событий
и
 социально-экономическую текущих
реализации тура
и
геоэкологическую ситуаций в регионах и
ситуацию в регионах и странах мира
странах;
 общие тенденции и пути
развития
современного
мира: специфику крупных
регионов и стран мира в
условиях
глобализации,
стреми- тельного развития
международного туризма и
отдыха,
деловых
и
образовательных программ,
различных
видов
человеческого общения
Тема 7. Глобальные проблемы человечества (5 ч)
Освоение знаний

Знать/понимать:
 сущность
глобальных
проблем человечества;
 классификацию,
содержание, направления
и способы возможного
разрешения
глобальных
проблем человечества

Овладение умениями

Оценивать
и
объяснять
характер
глобальных
проблем
человечества,
направления и способы их
возможного разрешения.
Прогнозировать
характер
антропогенных
и
техногенных изменений мира
на
основе
различных
источников информации.
Использовать
приобретённые знания и
умения
в
повседневной
жизни для выявления и
объяснения географических
аспектов текущих событий и
ситуаций в регионах и
странах мира

Выполнение
учебных
заданий:
 объяснить
конфигурацию
ареалов распространения
малярии в мире;
 определить и установить
ареалы
распространения
некоторых
опасных
болезней, указать причины
их возникновения;
 установить
взаимосвязи
между
проблемой
здоровья
человека
и
другими
глобальными
проблемами
современности;
 подготовить
сообщения
или презентации по одной
из глобальных проблем по
11

типовому плану

Резерв (5 ч)
ИТОГО 34 час

12

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ГЕОГРАФИИ
Человек и ресурсы Земли
Выпускник научится:
 различать этапы освоения Земли человеком;
 понимать изменение характера связей человека с природой;
 оценивать важнейшие природные ресурсы мира и особенности их
использования;
 определять обеспеченность стран отдельными видами природных ресурсов;
 различать понятия «рациональное природопользование» и «нерациональное
природопользование»;
 оценивать роль ресурсов Мирового океана, земельных, водных, лесных,
агроклиматических, рекреационных, ресурсов альтернативной энергетики мира на
качественно новом этапе взаимодействия общества и природы;
 использовать знания об оптимизации человеческого воздействия на природную
среду в реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 оценивать влияние человеческой деятельности на окружающую среду;

выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической
среды и общества, объяснять и оценивать проблемы и по следствия такого
взаимодействия в мире.
















Политическая карта мира
Выпускник научится:
понимать этапы формирования политической карты мира;
анализировать количественные и качественные сдвиги на политической
карте мира;
прогнозировать изменения на политической карте мира в результате
международных событий, процессов и явлений;
оценивать формы правления, государственный строй, типологию стран;
различать понятия «политическая география», «политико-географическое
положение», «геополитика».
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать статистические материалы и данные средств массовой
информации;
оценивать современное геополитическое положение стран и регионов.
География населения
Выпускник научится:
различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику
численности населения отдельных регионов и стран мира;
прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и
отдельных регионов;
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности
жизни, качества населения отдельных стран мира; определять общие черты и
различия в воспроизводстве населения регионов и стран мира;
анализировать основные направления демографической политики в различных
странах мира;
определять этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы
их распространения, половозрастную структуру населения;
выявлять занятость населения, особенности размещения населения по
территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью
населения; крупнейшие города и агломерации мира; причины и виды
миграций; направления современных миграций населения;
13
























оценивать влияние миграций на состав и структуру трудовых ресурсов
отдельных стран и регионов;
объяснять различия в темпе и уровне урбанизации отдельных стран мира;
анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе
динамики его изменений.
Выпускник получит возможность научиться:
приводить примеры, показывающие роль практического использования
знаний
о
населении
в
решении
социально-экономических
и
геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
самостоятельно
проводить
по
разным
источникам
информации
исследование, связанное с изучением населения.
География культуры, религий, цивилизаций
Выпускник научится:
различать культурно-исторические центры мира, ареалы распространения
мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
объяснять динамику культурно-цивилизационного развития человечества.
Выпускник получит возможность научиться:
находить информацию, необходимую для решения учебных задач и
выполнения творческих заданий.
География мировой экономики
Выпускник научится:
объяснять устройство и динамику развития мирового хозяйства;
оценивать влияние научно-технической революции на все стороны жизни
общества — науку, производство, характер труда, культуру, быт людей;
оценивать
технико-экономические
и
организационно-экономические
факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности
глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;
понимать значение понятия «международное разделение труда», формы
мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;
выявлять особенности отраслевой и территориальной структур мирового
хозяйства, роль отдельных секторов в хозяйстве страны;
характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и
сельского хозяйства;
определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;
объяснять значение и структуру сельского хозяйства мира, географию
производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
выявлять изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов
и стран;
определять страны, являющиеся крупнейшими экспортёрами и импортёрами
важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и
сравнительную географическую характеристику двух стран.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать состояние современного мирового хозяйства и экономики
отдельных стран.

14




























Регионы и страны
Выпускник научится:
понимать принцип строения культурно-исторических регионов;
определять крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое
положение, основные природные ресурсы, численность населения, этнический
и религиозный состав населения, особенности развития и размещения
хозяйства отдельных регионов и стран мира;
выявлять специфику крупных регионов и стран мира;
выявлять главные центры экономической мощи современного мира, сравнивать
экономическую мощь отдельных стран на основе анализа статистических
данных;
составлять комплексные географические характеристики регионов и стран
мира;
сопоставлять географические карты различной тематики;
прогнозировать
закономерности
и
тенденции
развития
социальноэкономических явлений и процессов на основе картографических источников
информации;
строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и
делать на их основе выводы;
использовать средства информационных технологий для поиска необходимой
учебной информации и статистических данных.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать простейшие модели социально-экономических объектов, явлений и
процессов;
оценивать географические аспекты устойчивого развития регионов и стран;
интерпретировать природные и социально-экономические характеристики
различных регионов и стран на основе картографической информации;
проводить географическую экспертизу социально-экономических процессов в
регионах и странах мира.
Глобальные проблемы человечества
Выпускник научится:
понимать причины возникновения глобальных проблем человечества;
выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
прогнозировать основные направления антропогенного воздействия на
природную среду в современном мире;
устанавливать
причинно-следственные
связи
для
объяснения
географических процессов и явлений;
выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность
и динамику важнейших природных и экологических процессов;
проводить географическую экспертизу природных и экологических
процессов;
прогнозировать закономерности и тенденции развития экологических
процессов и явлений на основе картографических источников информации.
Выпускник получит возможность научиться:
формулировать оценку международной деятельности, направленной на
решение глобальных проблем человечества;
создавать простейшие модели природных и геоэкологических объектов,
явлений и процессов;
интерпретировать экологические характеристики различных территорий на
основе картографической информации.

15

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
использование УМК линии «Полярная звезда» для 10 и 11 классов.

предусматривает

УМК для 10 класса
А. И. Алексеев и др. География. Сборник примерных рабочих программ.
Предметные линии «Полярная звезда». 5—11 классы. Базовый уровень
Ю. Н. Гладкий, В. В Николина. География. 10 класс. Базовый и углублённый уровни
Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 10—11 классы
Атлас. 10—11 классы
Контурные карты. 10 класс
Н. О. Верещагина, В. Д. Сухоруков. География. Поурочные разработки. 10—11 классы
УМК для 11 класса
А. И. Алексеев и др. География. Сборник примерных рабочих программ.
Предметные линии «Полярная звезда». 5—11 классы. Базовый уровень
Ю. Н. Гладкий, В. В Николина. География. 11 класс. Базовый и углублённый уровни
Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 10— 11 классы
Атлас. 10—11 классы
Контурные карты. 11 класс
Н. О. Верещагина, В. Д. Сухоруков. География. Поурочные разработки. 10—11 классы
Кабинет географии
Кабинет
географии
является
неотъемлемой
частью
информационнообразовательной среды по предмету. В нём также могут проводиться внеклассные и
внеурочные занятия, воспитательная работа с обучающимися.
Кабинет географии должен оснащён:
 Мебель по САНПИН;
 Ноутбук, интерактивная доска;
 Учебные и документальные фильмы;
 Наглядный (карты, глобусы, стенды) и раздаточный (ФОС, атласы) материал.
Электронные ресурсы
Название сайта

Адрес

Русский образовательный портал
http://www.gov.ed.ru
Федеральный государственный образовательный стандарт
http://www.standart.edu.ru/
Академия повышения квалификации работников образования
http://www.apkro.ru
Федеральный портал «Российское образование»
http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://www.fcior.edu.ru/
Федеральный институт педагогических измерений
http://www.fipi.ru/
Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.km.ru
Журнал «Вестник образования»
http://www.vestnik.edu.ru
Газета «География»
http: //www.geo. 1september.ru
Библиотека по географии. Географическая энциклопедия
http: //www.geoman. ru
Геотур: география стран и континентов
http: //www/geo.tur.narod. ru
Самая большая энциклопедия по любой стране мира
http: // geo.www.encarta.ru
География. Планета Земля
http: // geo.www.gro.ru
Страноведческий портал
http: // geo.www.geoport.ru
GeoSite – все о географии
http:// geo.www.geosite.com.ru
Журнал «Вокруг света»
http: //www.vokrugsveta.ru
Журнал «ГЕО»
http: // www.geoclub.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.school-collection.edu.ru
16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».