МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРЫМСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО ______Э.Э. Абжалилова Протокол заседания ШМО № ___ От «___» августа 2022г. Заместитель директора МБОУ «Крымская школа-гимназия» __________ Л.М. Фефелова «___» августа 2022 г. Директор МБОУ «Крымская школа - гимназия» ________ Ю.В. Пихидчук Приказ от«___» августа 2022 г. № _____ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет : Изобразительное искусство Уровень: базовый Слинкина Наталья Витальевна учитель начальных классов Класс 4-Б Срок реализации: один год Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы авторской программы «Изобразительное искусство» под ред. Неменского Б.М. Сборник рабочих программ 1-4 классы «Изобразительное искусство»: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ составитель Неменский Б.М..- М.: «Просвещение», 2014г. Учебник: «Изобразительное искусство. Искусство и ты» для 4 класса, автор: Е.И.Коротеева; под ред. Б.М. Неменского. Издательство «Просвещение», 2014г. Количество часов Всего – 34 ч.; в неделю - 1 ч. Рассмотрено на заседании педсовета Протокол от ___августа 2022 г. № ___ Крымское, 2022г. Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»: ● чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города; ● уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; ● понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; ● сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; ● сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; ● развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; ● овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя; ● умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: ● освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; ● овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; ● освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; ● овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; ● овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; ● использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.; ● умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; ● умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; ● осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: ● сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; ● сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 2 ● овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;● овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); ● знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства); ● •знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; ● понимание образной природы искусства; ● •эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира ● применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; ● способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; ● умение обсуждать и анализировать произведения искусства, ● выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; ● усвоение названий ведущих художественных музеев России ● и художественных музеев своего региона; ● умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; ● способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники; ● способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку. ● умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ; ● освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; ● овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; ● умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; ● умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; ● изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; ● способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; ● умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. В результате изучения предмета « Изобразительное искусство у обучающихся: •будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством; • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; • появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественнопродуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность; •установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и 3 духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир; • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие. Обучающиеся: • овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира; • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства; • научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона); • будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественнотворческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. Содержание учебного предмета 4 класс КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ) (34 ч) Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека. Разнообразие культур — богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры — важнейший элемент содержания учебного года. Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам. Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная). Истоки родного искусства (8 ч) Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня — деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества. Пейзаж родной земли Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа. Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании красоты природы. Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времен года. Задание: изображение российской природы (пейзаж). Материалы: гуашь, кисти, бумага. 4 Деревня — Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром деревянный природы. Природные материалы для постройки, роль дерева. мир Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Образ традиционного русского дома — избы. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира. Конструкция избы и назначение ее частей. Единство красоты и пользы. Единство функциональных и духовных смыслов. Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира. Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в разных областях России. Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы, избы и других построек традиционной деревни и т. д. Деревянная храмовая архитектура. Красота русского деревянного зодчества. Задание: 1) изображение избы или ее моделирование из бумаги (объем, полуобъем); 2)создание образа традиционной деревни: коллективное панно или объемная пространственная постройка из бумаги (с объединением индивидуально сделанных деталей). Материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей. Красота человека Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться. Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Женский праздничный костюм — концентрация народных представлений об устройстве мира. Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме. Образ русского человека в произведениях художников (А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев). Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях русских художников. Задание 1. Изображение женских и мужских образов в народных костюмах. Вариант задания: изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур. Задание 2. Изображение сцен труда из крестьянской жизни. Материалы: гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы. Народные праздники (обобщение темы) Праздник — народный образ радости и счастливой жизни. Роль традиционных народных праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др. Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.). Задание: создание коллективного панно на тему народного праздника (возможно создание индивидуальных композиционных работ). Тема «Праздник» может быть завершением коллективной работы, которая велась в течение нескольких занятий. Материалы: гуашь, кисти, листы бумаги (или обои) Древние города нашей земли (7 ч) Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его 5 предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа. Родной угол Древние соборы Города Русской земли Древнерусские воинызащитники Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города. Впечатление, которое производил город при приближении к нему. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь». Их образное восприятие. Знакомство с картинами русских художников (А.Васнецова, И.Билибин, Н.Рерих, С.Рябушкин и др.) Задание: создание макета древнерусского города (конструирование из бумаги или лепка крепостных стен и башен). Вариант задания: изобразительный образ города-крепости. Материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки; графические материалы. Соборы — святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства. Собор — архитектурный и смысловой центр города. Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства. Задание: лепка или постройка макета здания древнерусского каменного храма (для макета города). Вариант задания: изображение храма. Материалы: пластилин, стеки или бумага, коробки, ножницы, клей; гуашь, кисти, бумага. Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад — основные структурные части города. Размещение и характер жилых построек, их соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как произведения архитектуры и их.роль в жизни древних городов. Жители древнерусских городов, соответствие их одежды архитектурнопредметной среде. Единство конструкции и декора. Задание: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки макета города (коллективная работа). Вариант задания: изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города). Материалы: бумага, коробки, ножницы, клей; тушь, палочка или гуашь, кисти. Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в одежде, символические значения орнаментов. Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека. Задание: изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Материалы: гуашь и кисти или мелки, бумага. Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы. Особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов. Храмы-памятники в Москве: Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади, каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском. Памятники архитектуры в других городах. Задание: беседа-путешествие — знакомство с исторической архитектурой города. 6 Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города (это особенно уместно, если на предыдущих уроках дети занимались постройкой). Материалы: гуашь, кисти, бумага или мелки, монотипия. Узорочье теремов Пир в теремных палатах (обобщение темы) Рост и изменение назначения городов — торговых и ремесленных центров. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы. Отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Сказочность и цветовое богатство украшений. Задание: изображение интерьера теремных палат. Материалы: листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти. Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники); ковши и другая посуда на праздничных столах. Длиннополая боярская одежда с травяными узорами. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений. Значение старинной архитектуры для современного человека. Задание: создание праздничного панно «Пир в теремных палатах» как обобщенного образа народной культуры (изображение и вклеивание персонажей, предметов; аппликация). Вариант задания: индивидуальные изображения пира (гуашь) Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей. Каждый народ — художник (12 ч) Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию. Страна восходящего солнца. Образ художественно й культуры Японии Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл. Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии. Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты. Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой. Храм-пагода. Изящная конструкция пагоды, напоминающая дерево. Образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия — характерные особенности японского искусства. Традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник 7 хризантем» и др. Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Задание 1. Изображение природы через характерные детали. Материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть. Задание 2. Изображение японок в кимоно, передача характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры. Вариант задания: выполнение в объеме или полуобъеме бумажной куклы в кимоно. Задание 3. Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или пространственный коллаж). Материалы: большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей. Народы гор и степей Города в пустыне Древняя Эллада Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построении своего мира. Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты. Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи. Задание: изображение жизни в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков). Материалы: гуашь, кисти, бумага. Города в пустыне. Мощные порталь-но-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина — главный строительный материал. Крепостные стены. Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты. Мавзолеи. Орнаментальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей. Торговая площадь — самое многолюдное место города. Задание: создание образа древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек). Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей. Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России.Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры. Гармоническое согласие всех видов искусств в едином ансамбле. Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Роль пропорций в образе построек. Красота построения человеческого тела — «архитектура» тела, воспетая греками. Скульптура. Восхищение гармоничным человеком — особенность миропонимания. Искусство греческой вазописи. Рассказ о повседневной жизни. Праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней. Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков. Задание: изображение греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги; изображение фигур олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия; создание 8 коллективного панно «Древнегреческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, праздничное шествие или Олимпийские игры). Материалы: бумага, ножницы, клей; гуашь, кисти. Европейские города Средневековья Многообразие художественны х культур в мире (обобщение темы) Образ готических городов средневековой Европы. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневековая скульптура. Ратуша и центральная площадь города. Городская толпа, сословное разделение людей. Ремесленные цеха, их эмблемы и одежды. Средневековые готические костюмы, их вертикальные линии, удлиненные пропорции. Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Задание: поэтапная работа над панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади») с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир). Материалы: цветная и тонированная бумага, гуашь, кисти (или пастель), ножницы, клей. Художественные культуры мира — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа). Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник». Понимание разности творческой работы в разных культурах. Искусство объединяет народы (7 ч) От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни. Материнство Мудрость старости В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Тема материнства — вечная тема в искусстве. Великие произведения искусства на на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве XX века.Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства и навыков композиционного изображения. Задание: изображение (по представлению) матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу. Материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага. Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека.Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов. Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.). Задание: изображение любимого пожилого человека, передача стремления выразить его внутренний мир. Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага. 9 Сопереживани е Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства.Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей.Задание: создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.). Материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага. Героизащитники Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве. В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы. Задание: лепка эскиза памятника герою. Материалы: пластилин, стеки, дощечка. Юность и надежды Искусство народов мира (обобщение темы) Тема детства, юности в изобразительном искусстве. В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Примеры произведений, изображающих юность в русском и европейском искусстве. Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. Материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага. Вечные темы в искусстве. Восприятие произведений станкового искусства — духовная работа, творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни. Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира. Искусство помогает людям понимать себя и других людей. Итоговая выставка творческих работ. Творческий отчет для родителей, учителей. Обсуждение своих работ и работ одноклассников. Учебно-тематический план 4 класса № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Наименование раздела, темы. Россия –Родина моя О России петь, что стремиться в храм День полный событий Гори, гори ясно, чтобы не погасло В концертном зале В музыкальном театре Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье Итого Всего часов Проверочные работы Авторская Рабочая программа программа 3 4 4 4 6 6 3 3 1 5 6 7 5 5 7 1 34 34 2 10 11