РП изо 4 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРЫМСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО
______Э.Э. Абжалилова
Протокол заседания
ШМО № ___
От «___» августа 2022г.

Заместитель директора МБОУ
«Крымская школа-гимназия»
__________ Л.М. Фефелова
«___» августа 2022 г.

Директор МБОУ
«Крымская школа - гимназия»
________ Ю.В. Пихидчук
Приказ от«___» августа
2022 г. № _____

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

Предмет : Изобразительное искусство
Уровень: базовый
Слинкина Наталья Витальевна
учитель начальных классов

Класс 4-Б
Срок реализации: один год
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы
авторской программы «Изобразительное искусство»
под ред. Неменского Б.М. Сборник
рабочих программ 1-4 классы «Изобразительное искусство»: пособие для учителей
общеобразовательных организаций/ составитель Неменский Б.М..- М.: «Просвещение», 2014г.
Учебник: «Изобразительное искусство. Искусство и ты» для 4 класса, автор: Е.И.Коротеева;
под ред. Б.М. Неменского. Издательство «Просвещение», 2014г.
Количество часов Всего – 34 ч.; в неделю - 1 ч.

Рассмотрено
на заседании педсовета
Протокол от ___августа 2022 г. № ___

Крымское, 2022г.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе
«Изобразительное искусство»:
● чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
● уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
целом;
● понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
● сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
● сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством,
природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
● развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
● овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в
команде одноклассников од руководством учителя;
● умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств
его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
● освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
● овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
● освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
● овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам;
● овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;
● использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение
творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
● умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
● умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
● осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
● сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в
жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
● сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты
как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
2

● овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;● овладение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре,
художественном конструировании), а также в специфических формах художественной
деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы
мультипликации и пр.);
● знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные
виды искусства);
● •знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
● понимание образной природы искусства;
● •эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
● применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
● способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
великих произведений русского и мирового искусства;
● умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
● выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
● усвоение названий ведущих художественных музеев России
● и художественных музеев своего региона;
● умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в
доме, на улице, в театре, на празднике;
● способность использовать в художественно-творческой дельности различные
художественные материалы и художественные техники;
● способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных
состояния и свое отношение к природе, человеку.
● умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
● освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения,
основы графической грамоты;
● овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения
средствами аппликации и коллажа;
● умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных
регионов нашей страны;
● умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности
человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную
культуру;
● изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы,
человека, народных традиций;
● способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
исторический облик, — свидетелей нашей истории;
● умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и
богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения предмета « Изобразительное искусство у обучающихся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике
искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие
способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественнопродуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической,
социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия
Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и
3

духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально
ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности,
ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать
образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог,
участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи
России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественнотворческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции,
используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Содержание учебного предмета
4 класс

КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК
(ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ
НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ) (34 ч)

Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о
духовной красоте человека.
Разнообразие культур — богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры —
важнейший элемент содержания учебного года.
Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя
участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта
эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной
жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма,
самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и
уважения к иным культурам.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).

Истоки родного искусства (8 ч)
Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках,
предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о
мире, красоте человека.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой.
Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как
традиционный материал. Деревня — деревянный мир.
Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика
труда и празднества.
Пейзаж
родной земли

Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных
пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие
природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты,
красота родного для ребенка пейзажа.
Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании
красоты природы.
Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных
времен года.
Задание: изображение российской природы (пейзаж).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
4

Деревня
—
Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром
деревянный
природы. Природные материалы для постройки, роль дерева.
мир
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа.
Образ традиционного русского дома — избы. Воплощение в конструкции и
декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и
устройстве мира.
Конструкция избы и назначение ее частей. Единство красоты и пользы.
Единство функциональных и духовных смыслов.
Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические
образы мира.
Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в разных
областях России.
Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары,
колодцы, избы и других построек традиционной деревни и т. д. Деревянная
храмовая архитектура. Красота русского деревянного зодчества.
Задание: 1) изображение избы или ее моделирование из бумаги (объем,
полуобъем); 2)создание образа традиционной деревни: коллективное панно или
объемная пространственная постройка из бумаги (с объединением индивидуально сделанных деталей).
Материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей.
Красота
человека

Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и
труда в определенных природных и исторических условиях.
Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении
держать себя, одеваться.
Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Женский
праздничный костюм — концентрация народных представлений об устройстве
мира.
Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их
значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в
народном костюме.
Образ русского человека в произведениях художников (А. Венецианов, И.
Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев).
Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях русских художников.
Задание 1. Изображение женских и мужских образов в народных костюмах.
Вариант задания: изготовление кукол по типу народных тряпичных или
лепных фигур.
Задание 2. Изображение сцен труда из крестьянской жизни.
Материалы: гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы.

Народные
праздники
(обобщение
темы)

Праздник — народный образ радости и счастливой жизни.
Роль традиционных народных праздников в жизни людей.
Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные
гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др.
Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К.
Юон, Ф. Малявин и др.).
Задание: создание коллективного панно на тему народного праздника
(возможно создание индивидуальных композиционных работ). Тема «Праздник»
может быть завершением коллективной работы, которая велась в течение
нескольких занятий.
Материалы: гуашь, кисти, листы бумаги (или обои)

Древние города нашей земли (7 ч)
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные
особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки.
Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры
православного храма.
Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков,
Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности
архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его
5

предметной среды.
Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при
формировании образа.

Родной угол

Древние
соборы

Города Русской
земли

Древнерусские
воинызащитники

Новгород.
Псков.
Владимир и
Суздаль.
Москва.

Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города.
Впечатление, которое производил город при приближении к нему. Крепостные
стены и башни. Въездные ворота. Роль пропорций в формировании
конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь». Их
образное восприятие.
Знакомство с картинами русских художников (А.Васнецова, И.Билибин,
Н.Рерих, С.Рябушкин и др.)
Задание: создание макета древнерусского города (конструирование из бумаги или лепка крепостных стен и башен).
Вариант задания: изобразительный образ города-крепости.
Материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки; графические материалы.
Соборы — святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства. Собор — архитектурный и смысловой центр города.
Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое
значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма.
Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства.
Задание: лепка или постройка макета здания древнерусского каменного
храма (для макета города).
Вариант задания: изображение храма.
Материалы: пластилин, стеки или бумага, коробки, ножницы, клей; гуашь,
кисти, бумага.
Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад — основные структурные части города. Размещение и характер жилых построек, их
соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как произведения архитектуры и их.роль в жизни древних городов.
Жители древнерусских городов, соответствие их одежды архитектурнопредметной среде. Единство конструкции и декора.
Задание: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки
макета города (коллективная работа).
Вариант задания: изображение древнерусского города (внешний или
внутренний вид города).
Материалы: бумага, коробки, ножницы, клей; тушь, палочка или гуашь,
кисти.
Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый
люд. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в одежде, символические значения орнаментов.
Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека.
Задание: изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.
Материалы: гуашь и кисти или мелки, бумага.
Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный
архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Архитектурная среда и памятники древнего
зодчества Москвы.
Особый облик города, сформированный историей и характером деятельности
жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов.
Храмы-памятники в Москве: Покровский собор (храм Василия Блаженного)
на Красной площади, каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском.
Памятники архитектуры в других городах.
Задание: беседа-путешествие — знакомство с исторической архитектурой
города.
6

Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского
города (это особенно уместно, если на предыдущих уроках дети занимались
постройкой).
Материалы: гуашь, кисти, бумага или мелки, монотипия.
Узорочье
теремов

Пир в
теремных
палатах
(обобщение
темы)

Рост и изменение назначения городов — торговых и ремесленных центров.
Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, боярские
палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и
изразцы.
Отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных
мотивов). Сказочность и цветовое богатство украшений.
Задание: изображение интерьера теремных палат.
Материалы: листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная),
гуашь, кисти.
Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского
города.
Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники); ковши
и другая посуда на праздничных столах. Длиннополая боярская одежда с
травяными узорами.
Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства
помещений.
Значение старинной архитектуры для современного человека.
Задание: создание праздничного панно «Пир в теремных палатах» как
обобщенного образа народной культуры (изображение и вклеивание
персонажей, предметов; аппликация).
Вариант задания: индивидуальные изображения пира (гуашь)
Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.

Каждый народ — художник (12 ч)
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.
Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры
народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере
национальных построек и предметов традиционного быта.
Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве
мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается
душа народа.
Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование
понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы,
способствовать взаимопониманию.
Страна
восходящего
солнца. Образ
художественно
й культуры
Японии

Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время
вписана в современный мир.
Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную
красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их
многозначность и символический смысл.
Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии.
Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты.
Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с
передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте
с природой.
Храм-пагода. Изящная конструкция пагоды, напоминающая дерево.
Образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия — характерные
особенности японского искусства.
Традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник
7

хризантем» и др.
Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
Задание 1. Изображение природы через характерные детали.
Материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как
свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть.
Задание 2. Изображение японок в кимоно, передача характерных черт лица,
прически, волнообразного движения фигуры.
Вариант задания: выполнение в объеме или полуобъеме бумажной куклы в
кимоно.
Задание 3. Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или пространственный коллаж).
Материалы: большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей.
Народы гор и
степей

Города в
пустыне

Древняя
Эллада

Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых
разных природных условиях. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построении
своего мира.
Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и
орнаменты.
Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь
с разнотравным ковром степи.
Задание: изображение жизни в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Города в пустыне. Мощные порталь-но-купольные постройки с толстыми
стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина — главный
строительный материал. Крепостные стены.
Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал.
Минареты. Мавзолеи.
Орнаментальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы. Сплошная
вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.
Торговая площадь — самое многолюдное место города.
Задание: создание образа древнего среднеазиатского города (аппликация на
цветной бумаге или макет основных архитектурных построек).
Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей.
Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и
России.Образ греческой природы. Мифологические представления древних
греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека:
красота его тела, смелость, воля и сила разума.
Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как
совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция
храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь — главный
памятник греческой культуры. Гармоническое согласие всех видов искусств в
едином ансамбле.
Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Роль пропорций в
образе построек.
Красота построения человеческого тела — «архитектура» тела, воспетая греками. Скульптура. Восхищение гармоничным человеком — особенность миропонимания.
Искусство греческой вазописи. Рассказ о повседневной жизни.
Праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней. Особенности
изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков.
Задание: изображение греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги; изображение
фигур олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия; создание
8

коллективного панно «Древнегреческий праздник» (пейзаж, храмовые
постройки, праздничное шествие или Олимпийские игры).
Материалы: бумага, ножницы, клей; гуашь, кисти.

Европейские
города
Средневековья

Многообразие
художественны
х культур в
мире
(обобщение
темы)

Образ готических городов средневековой Европы. Узкие улицы и сплошные
фасады каменных домов.
Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические
витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневековая
скульптура.
Ратуша и центральная площадь города.
Городская толпа, сословное разделение людей. Ремесленные цеха, их эмблемы и одежды. Средневековые готические костюмы, их вертикальные линии,
удлиненные пропорции.
Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.
Задание: поэтапная работа над панно «Площадь средневекового города» (или
«Праздник цехов ремесленников на городской площади») с подготовительными
этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный
мир).
Материалы: цветная и тонированная бумага, гуашь, кисти (или пастель),
ножницы, клей.
Художественные культуры мира — это пространственно-предметный мир, в
котором выражается душа народа.
Влияние особенностей природы на характер традиционных построек,
гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники
(образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа).
Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник».
Понимание разности творческой работы в разных культурах.

Искусство объединяет народы (7 ч)
От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для
всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в
искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать
людям, способность утверждать добро.
Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь
человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие
произведений искусства — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления
о жизни.
Материнство

Мудрость
старости

В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Тема материнства — вечная тема в искусстве.
Великие произведения искусства на на тему материнства: образ Богоматери в
русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве XX
века.Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства и навыков композиционного изображения.
Задание: изображение (по представлению) матери и дитя, их единства, ласки,
т. е. отношения друг к другу.
Материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага.
Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни
человека.Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в
традициях художественной культуры разных народов.
Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты
Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.).
Задание: изображение любимого пожилого человека, передача стремления
выразить его внутренний мир.
Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага.
9

Сопереживани
е

Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши
чувства.Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство художник
выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей.Задание:
создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное
животное, погибшее дерево и т. п.).
Материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага.

Героизащитники

Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве.
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной
красоты.
Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы
славы.
Задание: лепка эскиза памятника герою.
Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Юность и
надежды

Искусство
народов мира
(обобщение
темы)

Тема детства, юности в изобразительном искусстве.
В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее,
радость молодости и любовь к своим детям.
Примеры произведений, изображающих юность в русском и европейском
искусстве.
Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага.
Вечные темы в искусстве.
Восприятие произведений станкового искусства — духовная работа,
творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство
нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира.
Искусство помогает людям понимать себя и других людей.
Итоговая выставка творческих работ. Творческий отчет для родителей, учителей. Обсуждение своих работ и работ одноклассников.

Учебно-тематический план 4 класса
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Наименование раздела,
темы.
Россия –Родина моя
О России петь, что
стремиться в храм
День полный событий
Гори, гори ясно, чтобы не
погасло
В концертном зале
В музыкальном театре
Чтоб музыкантом быть,
так надобно уменье
Итого

Всего часов
Проверочные
работы
Авторская
Рабочая
программа программа
3
4
4
4
6

6

3

3

1

5
6
7

5
5
7

1

34

34

2

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».