РП литература 5 класс Ибадуллаева

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРЫМСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИКРЫМ

РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
Учителей- филологов
Протокол №1
от 25 августа 2022г.
Руководитель ШМО
_______Э.М. Ибадуллаева

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Крымская школагимназия»
________Л.М. Фефелова

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Крымская
школа-гимназия»
_____________Ю.В. Пихидчук
Приказ от ____ августа 2022 г.
№ ______

_____ августа 2022 г

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет

литература

Класс 5

Учитель Ибадуллаева Эльвира Муратовна___
(Ф.И.О.)
Срок реализации

2022/2023 учебный год

Календарно-тематическое планирование составлено учителем на основе рабочей
программы «Литература 5 класс», утвержденной приказом
МБОУ «Крымская школа-гимназия» от «___» августа 2022 г. № _____

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Литература 5 класс 102 ч.
№

Тема урока

1

Введение. Книга в жизни человека. Книга
как духовное завещание одного поколения
другому
Фольклор – коллективное устное народное
творчество.
Малые жанры фольклора: колыбельные
песни, пестушки, приговорки, скороговорки,
загадки
Русские народные сказки. Сказка «Царевналягушка» как волшебная сказка.

1

5

Русские народные сказки. Сказка «Царевна-лягушка»
как волшебная сказка.

1

6

«Царевна-лягушка». Поэтика волшебной
1
сказки. Народная мораль в сказке: добро
побеждает зло.
Сказка «Иван -крестьянский сын и Чудо1
Юдо» - волшебная богатырская сказка
героического содержания. Тема мирного
труда и защиты родины.
Сказка «Иван -крестьянский сын и Чудо1
Юдо»: система образов сказки.
Нравственное превосходство главного героя.
Сказки о животных. «Журавль и цапля».
Особенности сказок о животных. Героиживотные. Народное представление о
справедливости в сказках о животных.
Бытовые сказки. «Солдатская шинель».
1
Особенности бытовых сказок и отличие их
от волшебных. Народные представления о
добре и зле в бытовых сказках.
Р.Р. № 1. Подготовка к домашнему
письменному ответу на проблемный
вопрос.
«Повесть временных лет» как литературный
1
памятник.
Из «Повести временных лет»: «Подвиг
1
отрока-киевлянина и хитрость воеводы
Претича». Герои летописного сказания и их
подвиги во имя мира на родной земле.
1
Внеклассное чтение № 1.
М.В.Ломоносов – учёный, поэт, художник,
гражданин.
М.В.Ломоносов. «Случились вместе два
1
астронома в пиру…». Изложение научных
истин в поэтической форме. Юмор
стихотворения и его нравоучительный
характер.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА. Всего - 42 часа. Теория: 27 часов. Развитие речи –

2
3

4

7

8

9

10

11

12
13

14

15

Колво

Дата
по
плану

Дата
по
факту

Примечание

1
1

1

16

17

18

19
20

21

22

23

24
25

26

27

28
29

6 часов. Контрольные работы – 4 часа. Внеклассное чтение – 5 часов.
Внеклассное чтение № 2. Жанр басни в
мировой литературе. Истоки басенного
1
жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы
XVIII века: А.П.Сумароков, И.И.Дмитриев.
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня
1
«Волк на псарне». Отражение исторических
событий в басне.
И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица»,
1
«Свинья под дубом». Осмеяние
человеческих пороков.
Р.Р. № 2. Басни. Конкурс инсценированной 1
басни «Мои любимые басни Крылова».
Литературная викторина.
В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна».
1
Краткий рассказ о поэте, Жуковскийсказочник. Сходные и различные черты
сказки Жуковского и народной сказки
Баллада В.А.Жуковского «Кубок».
Благородство и
1
жестокость. Герои баллады.
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение 1
«Няне». Поэтизация образа няни поэта
Арины Родионовны
«У лукоморья…» - пролог к поэме «Руслан и 1
Людмила» - собирательная картина
сюжетов, образов и событий народных
сказок.
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о 1
семи богатырях»: события и герои
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о 1
семи богатырях»: сравнительная
характеристика героев.
«Сказка о мертвой царевне и о семи
1
богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки.
Народная мораль и нравственность в сказке
А.С. Пушкина.
Р.Р. № 3. «Сказка о мёртвой царевне и о
1
семи богатырях». Поэтичность и
музыкальность пушкинской сказки.
Подготовка к домашнему письменному
ответу на один из проблемных вопросов.
1
Контрольная работа по творчеству
И.А.Крылова, В.А.Жуковского,
А.С.Пушкина

30

Внеклассное чтение № 3. Художественный
мир сказок А.С.Пушкина.

1

31

Антоний Погорельский. «Черная курица,
или Подземные жители» как литературная
сказка.
Антоний Погорельский. «Черная курица,
или Подземные жители» как
нравоучительное произведение
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.
Стихотворение «Бородино» как отклик на

1

32

33

1

1

25-летнюю годовщину Бородинского
сражения.
34

35

36

37
38

39

40
41
42
43
44
45

46

47
48

49

50
51

52
53

«Бородино»: проблематика и поэтика.
Скорбь о погибших защитниках Отечества и
патриотический пафос стихотворения.
Внеклассное чтение № 4 .
М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» как
литературная сказка.
Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ
Диканьки». «Заколдованное место».
Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место»: реальность и
фантастика в повести.
Внеклассное чтение № 5. Н.В. Гоголь
«Вечера на хуторе близ Диканьки». «Ночь
перед Рождеством». Поэтизация картин
народной жизни. Герои повести.
Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских
селеньях…» - поэтический образ русской
женщины.
«Крестьянские дети». Труд и забавы
крестьянских детей.

1

«Крестьянские дети». Язык стихотворения.
Речевые характеристики персонажей.
И.С.Тургенев. «Муму» как повесть о
крепостном праве. Реальная основа повести.
И.С. Тургенев.
Рассказ «Муму» как протест против рабства.
«Муму»: система образов. Сопоставление
Герасима, барыни и барской челяди.
Р.Р. № 4. И.С. Тургенев - мастер портрета и
пейзажа.
Подготовка к письменному ответу на один
из проблемных вопросов.
А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение
«Весенний дождь»: радостная, яркая,
динамичная картина природы.«Чудная
картина»: полный загадочности и
очарования зимний пейзаж.
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник»:
русский офицер в плену у горцев.
«Кавказский пленник»: Жилин и Костылин –
два разных характера, две разные судьбы.

1

Р.Р. № 5. «Кавказский пленник».
Подготовка к письменному ответу на
один из проблемных вопросов.
Контрольная работа по творчеству
М.Ю.Лермонто-ва, Н.В.Гоголя,
Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева,
Л.Н.Толстого.
А.П.Чехов. «Хирургия» как юмористический
рассказ.
Р.Р. № 6. «Хирургия». Составление
киносценария по рассказу.

1

1

1
1
1

1

1

1
1
1
1

1

1
1

2

1
1

54

1
Внеклассное чтение № 6.
Юмористические рассказы Антоши Чехонте.

55

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…»,
1
«Весенние воды», «Как весел
грохот летних бурь…», «Есть
в осени первоначаль-ной..».
Образы родины в пейзажной лирике поэта.
А. Н. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин.
1
«Утро», «Зимняя ночь в де ревне» (отрывок);
И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. Н.
Плещеев. «Весна» (отрывок).
Р.Р. № 7. Русские поэты XIX века о родине, 1
родной природе и о себе.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 века. Всего - 29 часов. Теория: 22 часа. Развитие речи – 4
часа. Внеклассное чтение – 3 часа.
И.А.Бунин. Рассказ «Косцы» как
поэтическое воспоминание о Родине.
Внеклассное чтение № 7. И.А.Бунин.
1
«Подснежник». Тема исторического
прошлого России. Праздники и будни в
жизни главного героя.
В.Г.Короленко.
1
«В дурном обществе»: судья и его дети.
«В дурном обществе»: семья Тыбурция.
1
«В дурном обществе»: «дурное общество» и 1
«дурные дела».
Р.Р. № 8. «В дурном обществе». Подготовка 1
к письменному ответу на проблемный
вопрос.
С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом…»,
1
«Низкий дом с голубыми ставнями…».
Поэтизация картин малой родины как
источник художественного образа.
П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка»:
1
образы Степана и Хозяйки Медной горы.
«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр
1
литературы.
К.Г.Паустовский. Сказка «Теплый хлеб»:
1
герои сказки и их поступки.
Нравственные проблемы сказки: доброта и
сострадание.
«Теплый хлеб»: язык сказки. Реальное и
1
фантастическое в сказке. Роль пейзажных
картин в сказке. Языковое мастерство
писателя.
Внеклассное чтение № 8. «Заячьи лапы» и
1
другие рассказы. Нравственные проблемы
произведений о природе и животных.
Внеклассное чтение № 9. С.Я.Маршак.
1
Сказки для детей.
Краткий очерк о писателе. Пьесы-сказки:
«Кошкин дом», «Горя бояться – счастья не
видать», «Сказка про короля и солдата» и др.
Их герои и нравственный смысл.
«Двенадцать месяцев»: нравственные
1
проблемы и нравственные качества героев.

56

57

58
59

60
61
62
63

64

65
66
67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78
79
80

81

82

83

84
85
86

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. Драма как род литературы.
Особенности жан- ра пьесы-сказки.
Фольклорные традиции в литературной
сказке-пьесе. Общность и различие сказки
Маршака и народной сказки.
Р.Р. № 9. «Двенадцать месяцев». Подготовка
к домашнему письменному ответу на один
из проблемных вопросов.
А.П.Платонов. Рассказ «Никита»: человек и
природа. Краткий рассказ о писателе .
Душевный мир главного героя: его единство
с природой.
«Никита»: быль и фантастика. Развитие
представления о фантастике в литературном
произведении.
В.П.Астафьев: «Васюткино озеро»: юный
герой в экстремальной ситуации.
Поведение героя в лесу. Бесстрашие,
терпение, любовь к природе и её понимание,
находчивость в экстремальных ситуациях.
Картины сибирской природы и их
нравственный смысл.
«Васюткино озеро»: становление характера
глав- ного героя. «Открытие» Ва- сюткой
нового озера. Основные черты характера
Васютки. Становление характера героя в
сложных испытаниях. Автобио- графичность
рассказа. Герой и автор.
Р.Р. № 10. Подготовка к классному
письменному ответу на один из
проблемных вопросов.
А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста».
Патриотические подвиги детей в годы
Великой Отечественной войны.
К.М.Симонов
«Майор привез мальчишку на лафете…».
Война и лети – трагическая и героическая
тема произведений о Великой
Отечественной войне.

1

И.А.Бунин. «Помню – долгий зимний
вечер…». Дон – Аминадо. «Города и
годы».Стихотворные лирические
произведения о родине,
Д.Б.Кедрин. «Алёнушка»;
А.А.Прокофьев. «Аленушка»; Н.Рубцов.
«Родная деревня». Образ родины в
стихотворениях о природе.
Саша Черный. Рассказ «Кавказский
пленник». Образы детей в рассказе.

1

Саша Черный. Рассказ «Игорь-Робинзон».
Юмор и его роль в рассказе.
Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как
юмористическое произведение.

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Всего - 16 часов. Теория: 11 часов. Развитие речи – 3 часа.
Контрольная работа - 1 час. Внеклассное чтение – 1 час.

87

88

89

90
91

92

93

94
95
96

97

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада
«Вересковый мед»: бережное отношение к
традициям предков. Подвиг героя во имя
сохранения традиций.
Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо»:
необычайные приключения героя.
Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо»:
необычайные приключения героя. Характер
героя.
Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо».
Произведение о силе человеческого духа.
Г.К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика. Краткий рассказ о писателе. Реальное и фантастическое в сказке.
Кай и Герда.
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»: сказка
о великой силе любви. В по- исках Кая.
Друзья и враги Герды. Внутренняя красота
героини. Мужественное сердце Герды.
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»: «что
есть красота?» Снежная королева и Герда –
противопоставле-ние красоты внутренней и
внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Внеклассное чтение № 10. Волшебные
сказки Андерсена.
Р.Р. № 11. Г.Х.Андерсен. Сказки. Устный
ответ на один из проблемных вопросов.
Р.Р. № 12. Г.Х.Андерсен. Сказки.
Письменный ответ на один из проблемных
вопросов.
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»:
неповторимый мир детства.

М.Твен. «Приключения Тома Сойера»:
дружба героев.
Р.Р. № 13. «Приключения Тома Сойера» 99 любимая книга многих поколений
читателей. Подготовка к письменному
ответу на проблемный вопрос.
Дж. Лондон. «Сказание о Кише»: что значит
100 быть взрослым?
101 Джек Лондон. «Сказание о Кише»:
мастерство писателя.
102 Контрольная работа по литературе.
Тестирование.

1

1
1

1
1

1

1
1
1

1
1

98

1

1
1
1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРЫМСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании ШМО
учителей филологов
Протокол заседания № 1
от «25 » августа 2022 г.
Руководитель ШМО

Заместитель директора

Директор МБОУ «Крымская
школа-гимназия»

__________Л.М.Фефелова

Приказ от «___» августа 2022 г.

_______Э.М. Ибадуллаева

«_____» августа 2022 г.

№____

МБОУ «Крымская школагимназия»

_____________Ю.В. Пихидчук

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет
Уровень

литература
базовый

Класс
Срок реализации

5
один год

Учитель: Ибадуллаева Эльвира Муратовна






Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО на основе
Примерной рабочей программы основного общего образования «Литература»
для 5–9 классов образовательных организаций. Москва: «Просвещение», 2021 г.).
Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной (Коровина В.Я.,
Журавлева В.П. и др. Москва:«Просвещение», 2014 г.).

3 часа в неделю, 102 часа в год

РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
от « ____» августа 2022 г. № _____

Крымское, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ
Министерства просвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее
— ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у
обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия,
понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных
высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к
другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовнонравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе.
Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно
усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением
культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей
родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры,
культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию
отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной
литературы;воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению
национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию
национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению
духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и
ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для
дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений
человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению
художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных
самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных
произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых
литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего
эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников
системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико- и
историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации
художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте,
сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений,
творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения
выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать
авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать
тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя
возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций;
сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и
проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать
представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историколитературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с
использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических
возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной

культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование
речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений
создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также
выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами
пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и
аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и
является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к
предмету «Литературное чтение».
Согласно федеральному базисному плану для образовательных учреждений Российской
Федерации на изучение литературы на ступени основного образования отводится не менее
442 часов (из расчёта в 5 классе - 102 часа, в 6 классе - 102 часа, в 7 классе - 68 часов, в 8
классе - 68 часов, в 9 классе - 102 часа на 34 учебные недели).
Учебный план МБОУ «Крымская школа-гимназия» предусматривает изучение литературы
в 5-ом классе в количестве 102 часа (34 недели, 3 часа в неделю.)
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В
ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания
и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в
части:
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в
школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,

истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте
изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране,
обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой
поведения и поступков персонажей литературных произведений;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; - активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых
литературных произведений;
- осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации
и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
- ответственное отношение к своемуздоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в Интернетсреде в процессе школьного литературного образования;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное
состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
- уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев
на страницах литературных произведений;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность
адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении
произведений русского фольклора и литературы;

- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач
в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные
литературные произведения;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
- потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
- в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том
числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы,
общества и экономики;
- оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
- воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
- формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
- быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
Метапредметные результаты.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и
учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов
историко-литературного процесса);
- устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные
объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения
и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии
для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
учебной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном
образовании;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной
и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую
информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой
информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями
и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в
литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
корректно формулировать свои возражения;
- в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание
благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;
совместная деятельность:
- использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
- принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной
учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям,
сформулированнымучастниками взаимодействия на литературных занятиях;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя
ситуации, изображённые в художественной литературе;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
литературном объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном
образовании;
- давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
эмоциональный интеллект:
- развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и
эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
анализируя примеры из художественной литературы;
- регулировать способ выражения своих эмоций;
принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над
взаимоотношениями литературных героев;
- признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты 5 класс:
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в
воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается
от текста научного, делового, публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанные произведения:
 определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о
родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их
сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка
художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
 понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться
использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная
литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественныйобраз;
литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть,
стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный
герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж,
художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория;
ритм, рифма;
 сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
 сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные
произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других
видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);
4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не
выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного
развития и индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный
пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя
формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для
оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов
(с учётом литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных
произведений фольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и
художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и
эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг
чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;

11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и
учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития
обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в
электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками
и другими Интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» 5 КЛАСС
Введение. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное
завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул,
форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.).
Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа
фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в
фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки,
скороговорки, загадки — повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые
(анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок.
Сказители. Собиратели сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невестыволшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою,
недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность
жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы
Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животныепомощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного.
Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует,
зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними
мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной
сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического
содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как
выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои
сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости,
добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок
(закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление).
Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления).
Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.
Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на
Руси (обзор).
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и
хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных
«Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения,
начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме.
Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма.
Жанры литературы (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Русские басни
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А.
П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной
деятельности).
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков
— грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» —
отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека.
Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные
представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества,
Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.
Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти,
скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зелёный...».
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и
событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими
народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм;
«бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна,
мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и
различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль,
нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность
положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные
представления).
Русская литературная сказка XIX века
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное,
фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное
содержание и причудливый сюжет произведения.
Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение
сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической
правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор,
красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps». (Для внеклассного чтения.) Героическое
и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и
прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных
народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной
деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837).
Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами
рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.
Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора,
звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало
литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация
народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и
лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной
жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании
образов героев.
Изображение конфликта тёмных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие
представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной
деятельности).
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их
забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина.
Речевая характеристика персонажей.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).
Поэтический образ русской женщины.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные
силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной
деятельности).
«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права.
Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к
окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого
протеста крепостного человека.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой
(развитие представлений).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней
природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной
деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и
Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость
людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной
деятельности).
«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь
персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей
(начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.
Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор)
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени
первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя
ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А.
В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя
и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального
состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной
деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство
героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок,
связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое
воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема
исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало
литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и
сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих
людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев.
«Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного
произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало
творческого пути).
Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» —
поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности
поэтического языка С. А. Есенина.
Русская литературная сказка XX века (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной
деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность,
трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны
мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка
(общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в
сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа
добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности
пьесы-сказки.
Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род
литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало
литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой,
одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости
и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной
деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание,
находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты
характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя
через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные
представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой
Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»;
А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой
Отечественной войне.
Произведения о родине, родной природе
И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин.
«Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение
поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения,

настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение
образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной
классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя
(смелость, мужество, находчивость, не сгибаемость перед жизненными обстоятельствами).
Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.
ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных
деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая.
Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и
Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и
дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость,
предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и
Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных
жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу,
заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество,
изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших
жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни
северного народа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» 5 КЛАСС
№ Разделы
п/п программы

Количество часов
Всего
Теория

Из них
Внеклассное
Развитие
чтение
речи

ВВЕДЕНИЕ.
Устное
народное
творчество.
3.
Древнерусская
литература.
4.
Русская литература
XVIII.
5.
Русская литература
XIX века.
6.
Русская литература
XX века.
7.
Зарубежная
литература.
Всего:

1
10

1
9

-

1

-

2

2

-

-

-

2

1

1

-

-

42

27

5

6

4

29

22

3

4

-

16

11

1

3

1

102

73

10

14

5

1.
2.

Контрольные
работы,
сочинения

Электронные образовательные ресурсы

Сетевая многофункциональная
информационная система,
аккумулирующая информацию
различных видов (текстовую,
звуковую, изобразительную и т.
http://feb-web.ru
п.) в области русской
литературы XI-XX вв. и
русского фольклора, а также
истории русской филологии и
фольклористики.

Что непонятно у классиков,
или Энциклопедия русского
быта XIX века

Представлен материал,
отражающий в забытых
или непонятных
современному читателю
словах материальную и
духовную культуру
http://hallenna.narod.ru/russkyрусского народа. Примеры, byt-19-veka-enciklopedia.html
взятые из широко
известных произведений
русских писателейклассиков, охватывают
литературу XVIII-XX вв.

Литература для школьников

Портреты и биографии
писателей, иллюстрации к
произведениям, рассказы о
художникахhttp://hallenna.narod.ru/
иллюстраторах, тесты и
презентации к уроку
литературы

СЛОВАРЬ УСТАРЕВШИХ
СЛОВ
(к поэме Н. В. Гоголя
"Мёртвые души")

Устаревшие слова с
цитатами из поэмы
http://hallenna.narod.ru/mertv"Мёртвые души" и
duchi_ustar_slova.html
интерактивными ссылками
на текст произведения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».