РП литература 7 класс Фазилова

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения литературы:
1)

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к

Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых и познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками,

детьми

старшего

и

младшего

возраста,

взрослыми

в

процессе

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных

ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути

достижения целей,

в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль

своей

деятельности

в

процессе

достижения

результата,

определять

способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4)

умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные

возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и

разрешать

конфликты

на

основе

согласования

позиций

интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

и

учёта

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:
1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских
писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный

пафос

литературного

произведения;

характеризовать

его

героев,

сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4) определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно —
выразительных

средств

языка,

понимание

их

роли

в

раскрытии

идейно

—

художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
5) приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
7) собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
8) понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
9) восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
10) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по
прослушанному

или

прочитанному

высказывания разного типа, вести диалог;

тексту,

создавать

устные

монологические

11) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на
литературные и общекультурные темы;
12) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
13) понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно —
выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений
2. Содержание учебного предмета
Введение. (1ч.)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя,
его позиция,

отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и

эстетическому идеалу.
Устное народное творчество. (6ч.)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических
событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных
свойств русского народа,

прославление мирного труда.

Микула – носитель лучших

человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства,
доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Бескорыстное
служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства
– основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору). Для
внеклассного чтения.
Новгородский цикл былин.

«Садко».

Своеобразие былины.

Поэтичность.

Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин.

Своеобразие

былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения).
Теория литературы.

Предание (развитие представлений).

Гипербола (развитие

представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в
них народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность
языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы

народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты,
сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы,
поговорки (развитие представлений).
Из древнерусской литературы.(2ч.)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии
Муромских».Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и
верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг».

Формирование традиции

уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы 18 века (2ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея
Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).
Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к
миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте «Река времен в своем
стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе.
Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы 19 века (27ч.)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»),

«Песнь о вещем

Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской
битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к
Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла 12).

Авторское отношение к

героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции.
Своеобразие языка.

Смысл сопоставления Олега и волхва.

Художественное

воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие понятия).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).
древнерусского писателя.

Образ летописца как образ

Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о

нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим
поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положение в
обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и
гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси.

Картины быта 16 века, их

значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с
Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства,
его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы
с произведениями устного народного творчества.

Оценка

героев с позиций народа.

Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках,
оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное
с красотой природы и ее проявлений.

«Молитва» («В минуту жизни трудную...») –

готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим
ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба».

Прославление боевого товарищества,

осуждение предательства.

Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за
освобождение родной земли.

Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого

противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и
природы в повести.
Теория литературы.

Историческая и фольклорная основа произведения.

Роды

литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк».

Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и

обездоленным.

Мастерство в изображении пейзажа.

Художественные особенности

рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского
языка.

Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа
женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные
особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления о парадного подъезда».

Боль поэта за судьбу народа.

Своеобразие

некрасовской музы (для чтения и обсуждения).
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие
понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические
Воспроизведение

баллады

«Василий

исторического

колорита

Шибанов»
эпохи.

и

«Михайло

Правда

и

Репнин».

вымысел.

Тема

древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки
общества.

Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.

Осуждение

покорности мужика. Сатира в «Повести...»
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и другие.
Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе,
анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие
понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в
семье.

Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти».

Душевное богатство простого крестьянина.
Смешное и грустное рядом, или «Уроки А.П.Чехова».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина
нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие
фамилии»

как

средство

юмористической

характеристики.

«Злоумышленник»,

«Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова (для чтения и
обсуждения).
Теория литературы.
представлений).

Сатира и юмор как формы комического (развитие

«Край ты мой, родимый край!».
Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе.
В.Жуковский. «Приход весны»; И.Бунин. «Родина»; А.К.Толстой. «Край ты

мой,

родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение
авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы 20 века.(9ч.)
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический
характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое,
здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).
Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль». («Легенда о Данко»).
Теория

литературы.

Понятие

о

теме

и

идее

произведения

(начальные

представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного
ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям».

Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие

мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний
о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев.

Краткий рассказ о писателе.

«Кусака».

Чувство

сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос
произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой
произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и
ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем.
Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.

Неповторимость и

ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире». Труд как
нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни
для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».
Картины

природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака.

метафоры в художественном мире поэта.
Час мужества(8ч)

Сравнения и

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны.
патриотизм,

самоотверженность,

трудности

и

радости

грозных

лет

Героизм,
войны

в

стихотворениях поэтов – участников войны: А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского,
А.Суркова, Н.Тихонова и других. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика.

Интервью как жанр публицистики (начальные

представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади».
Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое
пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия,
бездуховности, безразличного отношения к окружающими людям, природе. Осознание
огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе.

Взаимосвязь

природы и человека.
Юрий

Павлович

Казаков.

Краткий

рассказ

о

писателе.

«Тихое

утро».

Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев
– сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика
и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина».
Стихотворения о Родине, родной природе, собственно восприятии окружающего
(В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов).

Человек и природа.

Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.
Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль – макушка лета...», «На дне моей жизни...».
Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы
человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев.

«Земля родная» (главы из книги). Духовное

напутствие молодежи.
Теория

литературы.

Публицистика

(развитие

представлений).

публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются(1ч)
Г.И.Горин «Почему повязка на ноге?»
Тихая моя Родина (1ч)

Мемуары

как

«Тихая моя Родина» Стихи В.Я.Брюсова, Ф.Сологуба , С.Есенина, Н.М.Рубцова,
Н.А.Заболоцкого и др. Стихи поэтов ХХ века о родине, родной природе, восприятии
окружающего мира.
Песни на слова русских поэтов 20 века(1ч)
А.Вертинский. «Доченьки», И.Гофф. «Русское поле», Окуджава. «По смоленской
дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть
переживаний.
Из литературы народов России(1ч)
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная
земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей
Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста,
зрелости

общества,

дружеского

расположения

к

окружающим

людям

разных

национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы. (5ч.)
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о
справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в
борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их
нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.

Поэтическая картина,

нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку). О.Генри. «Дары волхвов».
Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в
рассказе Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как
выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на земле. Мечта о чудесной
победе добра.
Детективная литература (1 ч.)
А.К.Дойл «Голубой карбункул»
Повторение (3ч)

3. Тематическое планирование

№
п/п

Тема

Введение
1.

Количество часов
Воспитательный компонент
всего
Уроки
Уроки
Контрольные
часов
развития внеклассног Работы
речи
о чтения
- готовность к выполнению
обязанностей
гражданина
и
реализации его прав, уважение
прав,
свобод
и
законных
1
интересов других людей;

Устное народное творчество

2.

6

1

Из древнерусской литературы

3.

2

1

- осознание российской
гражданской идентичности в
поликультурном и
многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к
познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации,
своего края, народов России в
контексте изучения произведений
русской и зарубежной литературы,
а также литератур народов РФ;
- установка на активное участие в
решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города,
края) технологической и
социальной направленности,
способность инициировать,
планировать и самостоятельно

выполнять такого рода
деятельность;
- ориентация на применение
знаний из социальных и
естественных наук для решения
задач в области окружающей
среды, планирования поступков и
оценки их возможных
последствий для окружающей
среды;

Из русской литературы 18 века

4.

2

Из русской литературы 19 века

5.

27

3

2

Из русской литературы 20 века

6.

21

1

- ориентация в деятельности на
современную систему научных
представлений об основных
закономерностях развития
человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с
природной и социальной средой с
опорой на изученные и
самостоятельно прочитанные
литературные произведения;
- освоение обучающимися
социального опыта, основных
социальных ролей,
соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а

также в рамках социального
взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
- умение принимать себя и других,
не осуждая; умение осознавать
эмоциональное состояние себя и
других, опираясь на примеры из
литературных произведений;
- уметь управлять собственным
эмоциональным состоянием;

Из зарубежной литературы

7.

8.

1

5

Повторение

Итого

3
68

1
4

4

№ Тема

Введение
Устное народное
творчество

Количество часов
Воспитательный
Всего
Уроки
Уроки
Контрольные компонент
часов
развития внеклассного
Работы
речи
чтения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».