РП русский язык 8 класс Фазилова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРЫМСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
_______Э.М. Ибадуллаева
Протокол заседания
ШМО
от ____ августа 2022 г.
№ ____

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Крымская школагимназия»
__________Л.М. Фефелова
_____ августа 20_____ г

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Крымская
школа-гимназия»
_____________Ю.В. Пихидчук
Приказ от ____ августа 20____ г.
№ ______

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет:
Класс

Учитель

русский язык
8 –А, 8 - Г

Фазилова Алиме Бекировна

Ф.И.О. учителя-разработчика:
Срок реализации

2022/2023 учебный год

Календарно-тематическое планирование составлено учителем на основе рабочей программы
«Русский язык 8 класс», утвержденной приказом
МБОУ «Крымская школа-гимназия» от «___» августа 202 г. № _____

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Русский язык 8 класс 102ч.
Кол. Дата Дата по Примечание
№
Содержание урока
час
по
факту
план
у
Введение(13ч)
1

Что такое культура речи.

2

Что такое культура речи

1
1

3

Развитие речи 1. Текст и его структура.

1

4

Средства и способы связи предложений в
тексте
Развитие речи 2. Средства и способы связи
предложений в тексте

1

6

Диагностическая контрольная работа.

1

7

Развитие речи 3.Функциональные
разновидности современного русского языка.

1

8

Публицистический стиль

1

9

Развитие речи 4.Обучение сочинениюрассуждению
Развитие речи 5.Сочинение-рассуждение на
публицистическую тему (устно)

1

11

Научный стиль.

1

12

Практикум по теме «Текст. Функциональные
стили
речи».
Практикум по теме «Текст. Функциональные
стили речи».
Синтаксис, пунктуация, культура речи (9ч.)

1

5

10

13
14
15
16
17
18
19
20

Синтаксис как раздел грамматики. Виды и
средства синтаксической связи.
Развитие речи 6.Подготовка к
контрольному изложению
Контрольное изложение №1
Словосочетание его виды и структура
Типы связи слов в словосочетании
(согласование, управление, примыкание)
Типы связи слов в словосочетании
(согласование, управление, примыкание)
Синтаксический разбор словосочетаний

1

1

1
-1
1
1
1
1
1
1

21

Практикум по теме «Синтаксический разбор
словосочетаний».

1

22

Понятие о предложении

1

--

--

--

---

Двусоставное предложение(19ч.)

--

23

Главные члены двусоставного предложения.
Подлежащее и способы его выражения.
Главные члены двусоставного предложения.
Подлежащее и способы его выражения.

1

25

Сказуемое и способы его выражения.

1

26

Простое глагольное сказуемое.

1

27

Составное глагольное сказуемое.

1

28

Составное именное сказуемое

1

29

Составное именное сказуемое.

1

30

Обобщение по теме «Главные члены
предложения»

1

31

Контрольная работа№1 по теме «Главные
члены предложения»
Тире между подлежащим и сказуемым.
Развитие речи 7. Подготовка к
контрольному сочинению
Контрольное сочинение№1 Сочинениеописание картины (по картине В.Поленова
«Бабушкин сад»)
Второстепенные члены и их роль в
предложении.
Определение и его виды.
Дополнение и его виды.
Обстоятельство и его виды.

1

1

41

Обобщение по теме «Двусоставное
предложение»
Проверочная работа Разноуровневые задания
по теме «Двусоставное предложение».
Работа над ошибками. Повторение темы

--

Односоставные предложения. (15ч.)

--

24

32
33
34

35
36
37
38
39
40

--

--

--

--

--

--

1

1
1
1

1
1
1

1

1

1

42

Односоставные предложения. Главный член
односоставного предложения.

1

43

1

44
45

Основные группы односоставных предложений
и их особенности.
Определенно-личные предложения.
Определенно-личные предложения.

46

Неопределенно-личные предложения.

1

47

Обобщенно-личные предложения

1

48

Обобщенно-личные предложения

49

Безличные предложения.

50

Назывные предложения.

1
1
1

1
1

51
52
53
54
55
56
--57
58
59

Обобщение по теме «Односоставные
предложения»
Контрольный диктант по теме
«Односоставные предложения»
Работа над ошибками. Практикум по теме
односоставные предложения
Практикум по теме односоставные
предложения
Развитие речи 8. Изложение с продолжением(
У)
Развитие речи 9. Изложение с
продолжением(П)
Простое осложненное предложение(36ч.)
Понятие о простом осложненном предложении
Понятие об однородных членах предложения.
Способы связи однородных членов
предложения и знаки препинания между ними.

1
1

1
1
1
1
--1
1
1

60

Способы связи однородных членов
предложения и знаки препинания между ними.

1

61
62

Однородные и неоднородные определения
Однородные и неоднородные определения

1
1

63
64

Контрольное изложение№2.
Работа над ошибками. Обобщающие слова при
однородных членах предложения.
Синтаксический разбор предложения с
однородными членами

1

65

1
1

Синтаксический разбор предложения с
однородными членами
Обобщение темы «Предложения с
однородными членами»
Контрольный диктант с грамматическим
заданием по теме «Простое осложненное
предложение»
Работа над ошибками. Обособление
определений.
Обособление предложений.

1

1

72

Развитие речи 10. Подготовка к написанию
изложения
Развитие речи 11. Написание изложения

73
74

Обособление обстоятельств
Обособление обстоятельств

75
76

Обособление дополнений
Обособление дополнений.

1

77

Развитие речи 12. Подготовка к
контрольному сочинению
Контрольное сочинение–рассуждение №2
Обособление уточняющих членов предложения

1

66
67
68

69
70
71

78
79
80

Обособление уточняющих членов предложения

1
1

1
1

1
1
1

1

1

1
1

---

--

---

81
82
83
84

Развитие речи 13. Презентация проектных
работ«Традиции моей семьи», «Традиции
моего народа»
Развитие речи 14. Презентация проектных
работ«Традиции моей семьи», «Традиции
моего народа»
Обобщение по теме «Предложения с
обособленными членами»
Контрольная работа№2 Разноуровневые
задания по теме «Односоставные
предложения. Простое осложненное
предложение».

1
1
1

1

85

Работа над ошибками. Повторение изученного

1

86
87

Предложения с обращениями.
Развитие речи 15 . Подготовка к написанию
сочинения-рассуждения
Контрольное сочинение №3. Написание
сочинения-рассуждения
Предложения с вводными конструкциями.

1
1

Предложения со вставными конструкциями.

1
1

88
89
90
91
92
----

Обобщение по теме «Предложения с
обращениями, вводными и вставными
конструкциями» Словарный диктант 2
Проверочная работа по теме «Предложения
с обращениями, вводными и вставными
конструкциями».
Способы передачи чужой речи(10ч.)

1
1

1

---

93

Прямая речь. Знаки препинания при прямой
речи.

1

94

Прямая речь. Знаки препинания при прямой
речи.

1

95

1

96

Практикум по теме «Прямая речь. Знаки
препинания при прямой речи»
Диалог

97

Диалог. Знаки препинания .

1

98

Косвенная речь. Цитаты. Знаки препинания
при цитировании
Обобщение изученного по теме « Способы
передачи чужой речи»

1

Проверочная работа по теме «Способы
передачи чужой речи»

1

99
100

1

1

101 Работа над ошибками. Повторение темы

1

102 Повторение изученного в 8 классе

1

----

---

----

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРЫМСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
_______Э.М. Ибадуллаева
Протокол
от «____» августа 2021 г.
№ _____

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Крымская школагимназия»
________Л.М.Фефелова
_________________2021 г

РАБОЧАЯ

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Крымская
школа-гимназия»
_____________Ю.В. Пихидчук
Приказ от «___ » августа 2021 г.
№ ____

ПРОГРАММА

Предмет

русский язык

Уровень

базовый

Класс

8-А, 8-Г

Срок реализации

один год

Учитель Фазилова Алиме Бекировна
Ф.И.О. учителя-разработчика

Программа разработана на основе:
 ФГОС ООО;
 автороской программы под редакцией Л.М. Рыбченковой, О.М.Александровой,
О.В.Загорской «Русский язык, 5-9 классы образовательной школы», Просвещение 2014 г.
 учебник «Русский язык 8 класс» в 2-х частях, авторы Л.М. Рыбченкова, О.М.
Александрова, Просвещение, 2014
 4 часа в неделю, 136 часов в год

РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
от 31.08.2021г. № ______

Крымское,2022г.

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык».

Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение
вести

самостоятельный

поиск

информации,

её

анализ

и

отбор;

способность

к

преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или
аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.

Предметные результаты:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке
Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения
народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и
общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе
самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста,
основной и дополнительной информации);
владение

разными

видами

чтения

(поисковым/просмотровым,

ознакомительным,

изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы),
приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в
том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными
видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к
определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный
текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать

нормы

построения

текста

(логичность,

последовательность,

связность,

соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом
замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв,
письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и
организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических

норм современного

русского

литературного

языка;

стилистически

корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных

правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно
пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях
общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её
содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных
коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6)

проведение

различных

словообразовательный,

видов

лексический,

анализа

слова

(фонетический,

морфологический),

морфемный,

синтаксического

анализа

словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных
признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям
языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Речь и речевое общение.
Учащийся научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание
разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального,
межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения
соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого
взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Учащийся получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект,
реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию,
доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность.

Аудирование
Учащийся научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание
аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную
мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового,
художественного

аудиотекстов,

распознавать

в

них

основную

и

дополнительную

информацию, комментировать её в устной форме;
Учащийся получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том
числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение.
Учащийся научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных
и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и
воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме
ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в
устной и письменной форме);
• использовать

практические

умения ознакомительного, изучающего, просмотрового

способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать

приёмы

работы

с

учебной

книгой,

справочниками

и

другими

информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную
информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной
задачей.
Учащийся получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в
прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на
её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе
представленных

в

электронном

виде

на

различных

информационных

носителях,

официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение
проблемы.
Говорение.
Учащийся научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного
характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные

темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других
изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с
целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного
общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности,
распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на
определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически
корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Учащийся получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• анализироватьи оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в
достижении прогнозируемого результата.
Письмо.
Учащийся научится:
• создавать

письменные

монологические

высказывания

разной

коммуникативной

направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социальнокультурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы,
неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато,
выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически
корректно использовать лексику и фразеологию.
Учащийся получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать

резюме,

деловые

письма,

объявленияс

учётом

внеязыковых

требований,

предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст.
Учащийся научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки
зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту
как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде
плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с
учётом требований к построению связного текста.
Учащийся получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых
требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них
языковых средств.
Функциональные разновидности языка.
Учащийся научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные,
публицистические,

официально-деловые,

тексты

художественной

литературы

(экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления
лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров,
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой
правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями,
сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Учащийся получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические,
официально-деловые,

тексты

художественной

литературысточки

зрения

специфики

использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях
на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официальноделовом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в
публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере
общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории,
писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в
соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации,
языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать

перед

аудиторией

сверстников

развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке.
Учащийся научится:

с

небольшой

протокольно-этикетной,

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место
русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского)
языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием,
профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Учащийся получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика.
Учащийся научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников;
использовать её в различных видах деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и
справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование.
Учащийся научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного
анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать

и

самостоятельно

составлять

словообразовательные

пары

и

словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а
также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Учащийся получит возможность научиться:
• характеризовать

словообразовательные

цепочки

и

словообразовательные

гнёзда,

устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и
оценивать их;
• извлекать

необходимую

информациюиз

морфемных,

словообразовательных

и

этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического
значения слова.
Лексикология и фразеология.
Учащийся научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность
слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное
значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая
сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в
речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём
синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную
информацию в различных видах деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового
словаря,

словарей

синонимов,

антонимов,

устаревших

слов,

иностранных

слов,

фразеологического словаря и др.)и справочников, в том числе мультимедийных;
использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология.
Учащийся научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части
речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного
русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах
анализа;
• распознавать

явления

грамматической

омонимии,

существенные

для

решения

орфографических и пунктуационных задач.
Учащийся получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и
художественной

речи

и

оценивать

их;

объяснять

особенности

употребления

морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе
мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис.
Учащийся научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной
и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского
литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной
речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных
видах анализа.
Учащийся получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и
художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических
конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их
функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация.
Учащийся научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме
содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с
помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников;
использовать её в процессе письма.
Учащийся получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и
справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура.
Учащийся научится:
• выявлять

единицы

языка

с

национально-культурным

компонентом

значения

в

произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических
текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать
историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Учащийся получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа —
носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных
народов России и мира.

2. Содержание учебного предмета «Русский язык».
Содержание школьного курса изучения русского языка в 8 классе излагается следующим
образом:
В

8

классе

начинается

систематическое

изучение

синтаксиса:

словосочетание

и

предложение: простое; двусоставное и односоставное; простое осложнённое (предложение с
однородными

членами;

предложения

с

обособленными

членами;

предложения

с

обращениями, вводными конструкциями).
Продолжается углублённое изучение материала по разделам «Язык» и «Речь» (текст, типы
речи, стили речи, жанры).В программе выделены две рубрики: в первой определяется
система понятий, круг теоретических сведений, подлежащих усвоению, во второй рубрике
— основные виды учебной деятельности ученика.
Введение(13ч.)
Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость.
Текст и его структура.
Функциональные разновидности современного русского языка.
Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе (9 ч.)
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи.
Способы подчинительной связи.
Словосочетание
Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные.
Строение и грамматическое значение словосочетаний.
Цельные словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация конца предложения.
Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Предложения
утвердительные и отрицательные. Виды предложений по цели высказывания. Виды
предложений по эмоциональной окраске.
Двусоставные предложения (19ч.)

Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Главные члены предложения
Подлежащее. Способы его выражения.
Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное глагольное; составное
именное.
Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения
Определение. Согласованное и несогласованное определение.
Приложение как вид определения.
Дефис при приложении.
Дополнение. Его основные значения и способы выражения.
Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения.
Многозначные члены предложения. Распространенные члены предложения.
Синтаксические функции инфинитива.
Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными
оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.
Умения и навыки:
различать подчинительные и сочинительные словосочетания;
выделять словосочетания из предложения;
соблюдать нормы грамматической связи слов (особенно управления и — в трудных случаях
— согласования);
обогащать свою речь разнообразными моделями словосочетаний;
выбирать из синонимического ряда словосочетаний наиболее подходящие (по значению,
строению, стилистической окраске, выразительным возможностям) к данному типу и стилю
высказывания;
выделять грамматическую основу предложения;
разбирать предложения по членам;
выбирать из синонимического ряда тот способ выражения члена предложения, который
наиболее подходит по смыслу и цели высказывания;
целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и
условиями высказывания;
соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в
зависимости от характера (особенностей построения) текста, в который включается
предложение;
соблюдать нормы интонирования предложений разных видов и расстановки логического
ударения в соответствии со смыслом высказывания.
Односоставные предложения (15 ч.)
Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по

строению и значению: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные.
Особенности использования односоставных предложений в речи.
Синонимика двусоставных и односоставных предложений.
Знаки препинания в конце назывных предложений.
Умения и навыки:
различать односоставные и двусоставные предложения;
осмысливать обобщенное значение некоторых определенно-личных и неопределенноличных предложений;
использовать

различные

виды

двусоставных

и

односоставных

предложений

как

синтаксические синонимы, выбирая наиболее подходящие к данной речевой ситуации,
содержанию и типу текста;
употреблять назывные предложения как средство сжатого описания экспозиции рассказа.
Простое осложненное предложение. (36ч.)
Предложения с однородными членами
Понятие об однородных членах предложения.
Средства связи однородных членов.
Союзы при однородных членах, их разряды по значению.
Запятая между однородными членами.
Однородные и неоднородные определения.
Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при обобщающих словах и предложениях с однородными членами.
Умения и навыки:
видеть в предложении однородные члены (в том числе распространенные однородные члены
и разные ряды однородных членов);
распознавать обобщающие слова в предложениях с однородными членами;
правильно строить предложения с однородными членами в соответствии с нормами
согласования и управления, а также с логическими нормами речи;
выбирать союз, по значению соответствующий смыслу высказывания;
уместно использовать предложения с однородными членами в тексте.
Предложения с обособленными членами
Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи.
Общие условия обособления определений.
Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми от
них словами.
Знаки препинания при обособленных согласованных определениях.
Обособленные приложения.
Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Способы
их выражения и разновидности значения.
Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными

оборотами, а также существительными с предлогом несмотря на и др.
Обособленные уточняющие члены предложения.
Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения.Предложения с
вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями
Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему
сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Интонация вводности.
Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения.
Синонимия вводных конструкций.
Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями.
Выделение на письме вводных предложений.
Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания
высказывания. Их выделение интонацией в устной речи и знаками препинания на письме.
Обращение, средства его выражения, включая звательную интонацию. Роль обращения в
речевом общении. Этические нормы использования обращений.
Особенности выражения обращений в разговорной и художественной речи.
Знаки препинания при обращении.
Способы передачи чужой речи (10ч.)
Прямая речь. Диалог. Косвенная речь. Цитаты. Знаки препинания при цитировании

3.Тематический план
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для
основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
литературных произведениях, написанных на русском языке;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений,
написанных на русском языке;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи;
- активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
- проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский

язык»;
- ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов; понимание эмоционального воздействия искусства;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; - осознание важности русского языка как средства коммуникации и
самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в Интернетсреде в процессе школьного языкового образования;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное
состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства
для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных
произведений, написанных на русском языке;
- сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, писателей;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
- умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:

- ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
- умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития чело века, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;
- закономерностях развития языка;
- овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания
мира; - овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом
специфики школьного языкового образования;
- установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других;
- потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы,
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего
развития;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества
и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт;
- воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в сложившейся ситуации;
- быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

№
п/п

Разделы программы

Колич.
часов

Из них
Разв. речи Контр.
работы,Контр
.изл., контр.
Сочинен.,
диктанты

Словарн.
диктант

___
1

Введение.

13

5

1

2

Синтаксис и пунктуация

9
19

1
1

1
2

1

15

2

1

1

6

5

1

3
4

Двусоставное предложение
Односоставное предложение

5

Простое осложненное
предложение.

36

6

Способы передачи чужой речи

10

Итого

102

1
15

11

3

.

117


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».