Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуaльных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языкy, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной кyльтуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: 1) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, c помощью технических средств и информационных технологий; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умение выступать перед аудиторией сверстников c небольшими сообщениями, докладом; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полyченные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие c окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национaльно-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формaльного и неформального межличностного и межкyльтурного общения. Предметные результаты: 1) представление o русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и кyльтуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества; 2 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, a также роли русского языка в процессе самообразования; 3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование u чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации); владение разными видами чтения (поисковым / просмотровым, ознакомительным, изyчающим) текстов разных стилей и жанров; владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами paботы c книгой, периодическими изданиями; способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (c полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечения информации); умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств; говорение u письмо: умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст c заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы); способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи c учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом oсознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей; владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников c небольшими сообщениями, докладом; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации; способность участвовать в речевом общении c соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения; осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь c точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении 3 поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; усвоение основ наyчных знаний o родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста c точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Содержание учебного предмета 1. Введение. Русский язык в современном мире. Речь. Речевое общение. Речевой этикет. Функциональные разновидности языка. Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы. 2. Морфология. Самостоятельные части речи. Понятие о причастии. Суффиксы причастий. Признаки прилагательного и глагола у причастия. Согласование причастий с существительными. Правописание безударных окончаний причастий. Синтаксическая синонимия. Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия, их семантика и образование. Гласные в суффиксах причастий. Буквы Е-Ё в суффиксах причастий после шипящих. Особенности кратких причастий. Ударение в кратких причастиях. Правописание Н и НН в причастии и отглагольном прилагательном. Гласные в причастиях перед Н, НН. Омонимичные причастия и прилагательные. Деепричастие как самостоятельная часть речи. Семантика и грамматическое значение деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Деепричастный оборот. Знаки препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах. Словообразование деепричастий. Суффиксы деепричастий. Гласные перед суффиксами деепричастий. Переход слов из одних частей речи в другие. Служебные части речи. Отличительные признаки служебных частей речи, их классификация и назначение. Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов в словосочетаниях и предложениях. Производные и непроизводные предлоги. Разряды предлогов по значению. Многозначность предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Употребление предлогов с нужным падежом существительных. 4 Союз как служебная часть речи. Роль союзов в предложении. Разряды союзов по строению и значению. Союзные конструкции в речевой практике. Сочинительные союзы и их разряды по значению. Подчинительные союзы. Союзы и союзные слова. Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы, потому что, оттого что. Омонимичные союзы и местоимения с частицами. Союзы как средство связи предложений и смысловых частей текста. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в речи. Разряды частиц по значению. Роль отрицательных частиц. Значения и условия написания частиц НЕ и НИ. Условия слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Междометия как лексико-грамматический класс неизменяемых слов. Морфологические признаки и функции междометий. Дефисное написание междометий. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Звукоподражательные слова, их отличие от междометий. Этимология междометий. Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: - готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; - активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; - неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; - понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; - представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; - готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; - активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство). Патриотического воспитания: - осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; - проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; - ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; - уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: 5 - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; - готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; - активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: - восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; - осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; - осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; - понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; - стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); - осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; - соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в Интернет-среде в процессе школьного языкового образования; - способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; - умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; - сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудового воспитания: - установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; - интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; - уважение к труду и результатам трудовой деятельности; - осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; - умение рассказать о своих планах на будущее. Экологического воспитания: 6 - ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; - умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; - повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; - активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; - активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; - готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: - ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития чело века, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; - закономерностях развития языка; - овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; - овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; - установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: - освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; - потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; - потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; - умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; - способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; - воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; - оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; - быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. 7 Тематическое планирование № п/п Разделы программы 1 Введение. общение Морфология. 3. Количество часов Речевое 10 Из них Развитие речи Контрольные. работы, диктанты 2 126 Система частей речи 1 Причастие Деепричастие 36 16 3 2 2 1 32 15 14 8 2 2 136 3 1 1 2 Наречие Предлог Союз Частица Междометие Повторение Всего: 1 1 12 1 7 8