РП русский язык 1 класс Тищенко

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Крымская школа - гимназия» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
_____________ Абжалилова Э.Э
Протокол заседания ШМО
« » августа 2022 г. № _____

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора МБОУ
«Крымская школа - гимназия»
_____________Фефелова Л.М.
«

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Крымская школа - гимназия»
_____________ Пихидчук Ю. В.

_» _августа _2022 г.

РАБОЧАЯ

Приказ от

августа 2022г. №_____

ПРОГРАММА

Предмет _________русский язык_________________
Уровень ___________базовый__________________
__Тищенко Лариса Александровна____ ______
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс _________________1-А_____________________
Срок реализации: один год
Количество часов:
Всего___165___ч.; в неделю ____5____ ч.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования на основе авторской программы «Русский язык» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н.Дементьевой,
Н.А.Стефаненко, Н.А.Федосовой. Рабочие программы «Русский язык»1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/
составители В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В. Бойкина и др.- М.: «Просвещение» ,2014г.
Учебник «Русский язык» для 1 класса в двух частях, авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Издательство «Просвещение», 2014г.

2022 год

Рассмотрено
На заседании педагогического совета
Протокол № от
августа 2020 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1-ых классов на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в рабочей программе воспитания школы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты
обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки
самостоятельной учебной деятельности.
Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников,
особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное
знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский
язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует
в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных
традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во
многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для
человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных
ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции
личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры,
пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного
интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных
результатов – длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости
работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать
первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка,
орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение

практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой
деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания,
опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене
школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской
Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка
межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
- овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
- овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике,
морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой
деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
- развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему
успешному образованию.
СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала уроков РУССКОГО ЯЗЫКА предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и обучающимися, способствующих позитивному
восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими
работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах,
которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего им
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы,
генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Результаты единства учебной и воспитательной деятельности отражены в разделе рабочей программы «Личностные результаты
изучения учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК» на уровне начального общего образования».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет
«Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литературное чтение» и является обязательным для изучения.
Срок освоения рабочей программы: 1-4 классы, 4 года
Количество часов в учебном плане на изучение предмета (1 класс – 33 учебные недели)
Учебники: «Русский язык. 1 класс: учебник под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. – М: Просвещение, 2014».
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
1 КЛАСС
Обучение грамоте
Развитие речи
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр,
занятий, наблюдений. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.

Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Восприятие слова как объекта
изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и количества звуков.
Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение
модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных
и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная
единица. Количество слогов в слове. Ударный слог.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики. Буквы гласных как показатель твёрдости –
мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце
слова. Последовательность букв в русском алфавите.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Осознанное
чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений.
Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля
при письме под диктовку и при списывании.
Письмо
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо
соблюдать во время письма. Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений
с соблюдением гигиенических норм. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание
которых не расходится с их произношением. Приёмы и последовательность правильного списывания текста. Функция небуквенных
графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных);
перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.

Фонетика
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие
согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж],
[ш], [ч’], [щ’]. Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).
Графика
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э.
Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука в конце слова. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол,
конь. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса. Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка
(на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Лексика
Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление).
Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Синтаксис
Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи
слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из
набора форм слов.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение:

раздельное написание слов в предложении;

прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных;

перенос слов (без учёта морфемного членения слова);

гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;

сочетания чк, чн;

слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Алгоритм списывания
текста.
Развитие речи

Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Ситуация общения: цель общения, с кем и
где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи).
Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой).
Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в первом классе способствует освоению на пропедевтическом
уровне ряда универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
— сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей;
— сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей;
— устанавливать основания для сравнения звуков, слов (на основе образца);
— характеризовать звуки по заданным признакам; приводить примеры гласных звуков; твёрдых согласных, мягких согласных,
звонких согласных, глухих согласных звуков; слов с заданным звуком.
Базовые исследовательские действия:
— проводить изменения звуковой модели по предложенному учителем правилу, подбирать слова к модели;
— формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова;
— использовать алфавит для самостоятельного упорядочивания списка слов.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: уточнять написание слова по орфографическому словарику учебника; место ударения
в слове по перечню слов, отрабатываемых в учебнике;
— анализировать графическую информацию – модели звукового состава слова;
— самостоятельно создавать модели звукового состава слова.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
— воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила
ведения диалога;
— воспринимать разные точки зрения;
— в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу;
— строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и буквенном составе слова.

Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
— выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова;
— выстраивать последовательность учебных операций при списывании;
— удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа, при обозначении звуков буквами, при списывании текста, при
письме под диктовку;
Самоконтроль:
— находить указанную ошибку, допущенную при проведении звукового анализа, при письме под диктовку или списывании слов,
предложений;
— оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов, предложений.
Совместная деятельность:
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её достижению, распределять роли,
договариваться, учитывать интересы и мнения участников совместной работы;
— ответственно выполнять свою часть работы.
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ

ЯЗЫК»

НА

УРОВНЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю
и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при
работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных
произведениях;
духовно-нравственного воспитания:

— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для
выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений),
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес
к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие
познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:

— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых
единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов);
классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых
единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану
проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым
материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного
языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении
слова, о синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.

Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых
единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
— различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
— вычленять звуки из слова;
— различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [и]);
— различать ударные и безударные гласные звуки;
— различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
— различать понятия «звук» и «буква»;
— определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове
ударный слог;
— обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;
— правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для
упорядочения небольшого списка слов;
— писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
— применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения:
точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички
животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
— правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;
— писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3-5 слов, тексты объёмом не более 20 слов,
правописание которых не расходится с произношением;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— понимать прослушанный текст;
— читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания
в конце предложения;
— находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
— составлять предложение из набора форм слов;
— устно составлять текст из 3-5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
— использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
165 час

Тематическ
ие блоки,
темы

Номер и тема урока

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
1. Работа с серией сюжетных
Развитие
картинок.
речи
2. Составление рассказа по
иллюстрации.
3. Слушание текста и
понимание текста.

Количес
тво
часов

Основное содержание

Методы и формы организации
обучения. Основные виды
деятельности обучающихся

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

3

Составление
небольших рассказов
повествовательного
характера по серии
сюжетных картинок,
материалам
собственных игр,
занятий, наблюдений.
Понимание текста при
его прослушивании и
при самостоятельном
чтении вслух.

Работа с серией сюжетных
картинок, выстроенных в
правильной последовательности:
анализ изображённых событий,
обсуждение сюжета,
составление устного рассказа с
опорой на картинки.
Работа с серией сюжетных
картинок с нарушенной
последовательностью, анализ
изображённых событий,
установление правильной
последовательности событий,
объяснение ошибки художника,
внесение изменений в
последовательность картинок,
составление устного рассказа по
восстановленной серии
картинок.
Совместная работа по
составлению небольших
рассказов повествовательного
характера (например, рассказ о
случаях из школьной жизни и
т.д.).
Совместная работа по
составлению небольших
рассказов описательного

Урок «Здравствуй,
школа». Звуки в
окружающем
мире» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3766/sta
rt/282692/

Фонетика

4. Звуки речи.
Интонационное выделение
звука в слове.
5. Определение частотного
звука в стихотворении.
6. Называние слов с
заданным звуком.
7. Дифференциация близких
по
акустико­артикуляционным
признакам звуков.
8. Установление
последовательности звуков в
слове и количества звуков.
9. Сопоставление слов,
различающихся одним или

27

Звуки речи.
Интонационное
выделение звука в
слове. Определение
частотного звука в
стихотворении.
Называние слов с
заданным звуком.
Дифференциация
близких по
акустико­артикуляцио
нным признакам
звуков. Установление
последовательности
звуков в слове и
количества звуков.

характера (например, описание
как результат совместных
наблюдений, описание модели
звукового состава слова и т. д.).
Самостоятельная работа:
составление короткого рассказа
по опорным словам.
Учебный диалог по результатам
совместного составления
рассказов, объяснение
уместности или неуместности
использования тех или иных
речевых средств, участие в
диалоге, высказывание и
обоснование своей точки зрения.
Слушание текста, понимание
текста при его прослушивании.
Игровое упражнение «Скажи
так, как я» (отрабатывается
умение воспроизводить
заданный учителем образец
интонационного выделения
звука в слове).
Игровое упражнение «Есть ли в
слове заданный звук?» (ловить
мяч нужно только тогда, когда
ведущий называет слово с
заданным звуком,
отрабатывается умение
определять наличие заданного
звука в слове).
Игра­соревнование «Кто
запомнит больше слов с

Урок «Учимся
проводить
звуковой анализ
слова» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3614/sta
rt/188556/
Урок «Как
определить
гласные звуки?
Какими буквами на
письме
обозначаются
гласные звуки?»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su

несколькими звуками.
10. Звуковой анализ слова.
11. Работа со звуковыми
моделями.
12. Подбор слов,
соответствующих звуковой
модели.
13. Особенность гласных
звуков.
14. Особенность согласных
звуков.
15. Различение гласных и
согласных звуков.
16. Определение места
ударения.
17. Различение гласных
ударных и безударных.
Ударный слог.
18. Твёрдость и мягкость
согласных звуков как
смыслоразличительная
функция.
19-20. Различение твёрдых и
мягких согласных звуков.
21. Дифференциация парных
по твёрдости – мягкости
согласных звуков.
22. Дифференциация парных
по звонкости – глухости
звуков.
23. Группировка звуков по
заданному основанию.
24. Слог как минимальная

Сопоставление слов,
различающихся одним
или несколькими
звуками. Звуковой
анализ слова, работа со
звуковыми моделями:
построение модели
звукового состава
слова, подбор слов,
соответствующих
заданной модели.
Особенность гласных
звуков. Особенность
согласных звуков.
Различение гласных и
согласных звуков.
Определение места
ударения. Различение
гласных ударных
и безударных.
Ударный слог.
Твёрдость и мягкость
согласных звуков как
смыслоразличительная
функция. Различение
твёрдых и мягких
согласных звуков.
Дифференциация
парных по твёрдости –
мягкости согласных
звуков.
Дифференциация
парных по звонкости –

заданным звуком при
прослушивании
стихотворения». Упражнение:
подбор слов с заданным звуком.
Работа с моделью: выбрать
нужную модель в зависимости
от места заданного звука в слове
(начало, середина, конец слова).
Совместная работа: группировка
слов по первому звуку (по
последнему звуку), по наличию
близких в
акустико­артикуляционном
отношении звуков ([н] - [м], [р] [л],
[с] - [ш] и др.).
Игра «Живые звуки»:
моделирование звукового
состава слова в игровых
ситуациях.
Моделирование звукового
состава слов с использованием
фишек разного цвета для
фиксации качественных
характеристик звуков.
Совместное выполнение
задания: проанализировать
предложенную модель
звукового состава слова и
рассказать о ней. Творческое
задание: подбор слов,
соответствующих заданной
модели.

bject/lesson/3539/sta
rt/180077/
Урок «Как
определить
согласные звуки?
Какими буквами на
письме
обозначаются
согласные звуки?»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3965/sta
rt/180493/
Урок «Как
определить
ударный слог?»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/4220/sta
rt/201891/
Урок «Что такое
твёрдые и мягкие
согласные звуки и
какие буквы нужны
для их
обозначения?»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6415/sta
rt/120018/
Урок «Край родной
навек любимый»
Буква А и звук [а]»

произносительная единица.
25. Слогообразующая
функция гласных звуков.
26-27. Определение
количества слогов в слове.
28. Деление слов на слоги.
29. Подбор слов с заданным
количеством слогов.
30. Работа со слогоударными
схемами.

глухости звуков (без
введения терминов
«звонкость»,
«глухость»).
Слог как минимальная
произносительная
единица.
Слогообразующая
функция гласных
звуков. Определение
количества слогов в
слове. Деление слов на
слоги (простые
однозначные случаи).

Работа в парах: сравнение двух
моделей звукового состава
(нахождение сходства и
различия).
Дифференцированное задание:
соотнесение слов с
соответствующими им
моделями.
Комментированное выполнение
задания: группировка звуков по
заданному основанию
(например, твёрдые – мягкие
согласные звуки).
Учебный диалог «Чем гласные
звуки отличаются по
произношению от согласных
звуков?»; как результат участия
в диалоге: различение гласных и
согласных звуков по
отсутствию/наличию преграды.
Игровое упражнение «Назови
братца» (парный по твёрдости –
мягкости звук).
Учебный диалог «Чем твёрдые
согласные звуки отличаются от
мягких согласных звуков?».
Совместная работа:
характеристика особенностей
гласных, согласных звуков,
обоснование своей точки зрения,
выслушивание одноклассников.
Контролировать этапы своей
работы, оценивать процесс и

(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/4101/sta
rt/281633/
Урок «Азбука – к
мудрости
ступенька». Буква
О и звук [о]»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6389/sta
rt/179248/
Урок «Нет друга –
ищи, а нашёл –
береги. Буква И
звук [и]» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3765/sta
rt/179370/
Урок «Не стыдно
не знать, стыдно не
учиться». Буква Ы
и звук [ы]» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/4113/sta
rt/213514/
Урок «Учение –
путь к умению».
Буква У и звук [у]»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3776/sta
rt/179415/

Письмо.
Орфографи
яи
пунктуация

31. Пропись – первая
учебная тетрадь.32. Рабочая
строка. Верхняя и нижняя
линии рабочей строки.
33. Письмо овалов и
полуовалов.
34. Рисование бордюров.
35. Письмо длинных прямых
наклонных линий.
36. Письмо наклонной
длинной линии с
закруглением внизу

85

Развитие мелкой
моторики пальцев и
свободы движения
руки. Развитие умения
ориентироваться на
пространстве листа в
тетради и на
пространстве классной
доски. Усвоение
гигиенических
требований, которые
необходимо соблюдать

результат выполнения задания.
Комментированное выполнение
упражнения по определению
количества слогов в слове,
приведение доказательства.
Работа в парах: подбор слов с
заданным количеством слогов.
Дифференцированное задание:
подбор слова с заданным
ударным гласным звуком.
Работа со слогоударными
схемами: подбор слов,
соответствующих схеме.
Работа в группах: объединять
слова по количеству слогов в
слове и месту ударения.
Работа в группах: нахождение и
исправление ошибок,
допущенных при делении слов
на слоги, в определении
ударного звука.
Совместная работа: анализ
поэлементного состава букв.
Игровое упражнение
«Конструктор букв»,
направленное на составление
буквы из элементов.
Моделирование (из пластилина,
из проволоки) букв. Игровое
упражнение «Назови букву»,
направленное на различение
букв, имеющих оптическое и
кинетическое сходство. Игровое

Урок «Труд
кормит, а лень
портит». Буква Н,
звуки [н] [н’]»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6390/sta
rt/188454/
Урок «Старый друг
лучше новых
двух». Буква С,
звуки [с] [с’]»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/4131/sta
rt/213533/
Урок «Каков
мастер, такова и
работа». Буква К и
звуки [к] [к']»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3789/sta
rt/179434/
Урок «Знакомимся
со сказками А.С.
Пушкина». Буква
Т, звуки [т] [т’]»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6376/sta
rt/180171/
Урок «К.И.

(влево). Письмо короткой
наклонной линии с
закруглением внизу (вправо).
37. Письмо короткой
наклонной линии с
закруглением вверху
(влево). Письмо длинных
наклонных линий с
закруглением внизу (вправо).
38. Письмо овалов больших
и маленьких, их
чередование. Письмо
коротких наклонных линий.
39. Письмо коротких и
длинных наклонных линий,
их чередование. Письмо
коротких и длинных
наклонных линий с
закруглением
влево и вправо.
40. Письмо короткой
наклонной линии с
закруглением внизу
вправо. Письмо коротких
наклонных линий с
закруглением вверху влево и
закруглением внизу вправо.
Письмо наклонных линий с
петлёй вверху и внизу.
41. Письмо наклонных линий
с петлёй вверху и внизу.
Письмо полуовалов, их
чередование. Письмо овалов.

во время письма.
Анализ начертаний
письменных
заглавных и строчных
букв. Создание
единства звука,
зрительного образа
обозначающей его
буквы и двигательного
образа этой буквы.
Овладение
начертанием
письменных
прописных и строчных
букв. Письмо букв,
буквосочетаний,
слогов, слов,
предложений с
соблюдением
гигиенических норм.
Овладение
разборчивым,
аккуратным письмом.
Письмо под диктовку
слов и предложений,
написание которых не
расходится с их
произношением.
Усвоение приёмов и
последовательности
правильного
списывания текста.
Понимание функции

упражнение «Что случилось с
буквой»: анализ
деформированных букв,
определение недостающих
элементов.
Практическая работа:
контролировать правильность
написания буквы, сравнивать
свои буквы с предложенным
образцом. Упражнение: запись
под диктовку слов и
предложений, состоящих из трёх
- пяти слов со звуками в сильной
позиции. Работа в парах:
соотнесение одних и тех же
слов, написанных печатным и
письменным шрифтом.
Упражнение: запись
письменными буквами
слова/предложения/ короткого
текста, написанного печатными
буквами. Моделирование в
процессе совместного
обсуждения алгоритма
списывания.
Практическая работа:
списывание слов/предложений в
соответствии с заданным
алгоритмом, контролирование
этапов своей работы.
Обсуждение проблемной
ситуации «Что делать, если
строка заканчивается, а слово не

Чуковский. Сказки.
Буква Л и звуки [л]
[л’]» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3796/sta
rt/179667/
Урок «А С.
Пушкин. «Сказка о
рыбаке и рыбке».
Буква Р и звуки [р]
[р’]» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6385/sta
rt/188153/
Урок «Век живи ̱век учись. Буква В
и звуки [в] [в’]»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/4122/sta
rt/188236/
Урок «Русская
народная сказка
«Емеля».
Знакомство с
буквой Е и звуком
[э]. Обозначение
звуков [й ’э]»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6381/sta
rt/179453/
Урок «Красуйся,

42. Строчная и прописная
буквы А, а.
43. Строчная и прописная
буквы О, о.
44. Строчная буква и.45.
Прописная буква И.46.
Строчная буква ы.
47. Строчная и прописная
буквы У, у.
48. Строчная и прописная
буквы Н, н.
49. Строчная и прописная
буквы С, с.
50. Прописная буква С.
51. Строчная и прописная
буквы К, к.
52. Строчная и прописная
буквы Т, т.
53. Строчная и прописная
буквы Л, л.
54. Закрепление написания
изученных букв.
55. Строчная и прописная
буквы Р, р.
56. Строчная и прописная
буквы В, в.
57. Строчная и прописная
буквы Е, е.
58. Строчная и прописная
буквы П, п.
59. Письмо слогов и слов с
буквами П, п.
60. Строчная и прописная

небуквенных
графических средств:
пробела между
словами, знака
переноса.
Знакомство с
правилами
правописания и их
применение:
раздельное написание
слов;
обозначение гласных
после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в
положении под
ударением), ча, ща, чу,
щу; прописная буква в
начале предложения, в
именах собственных
(имена людей, клички
животных); перенос
слов по слогам без
стечения согласных;
знаки препинания
в конце предложения.

входит?», введение знака
переноса, сообщение правила
переноса слов (первичное
знакомство). Учебный диалог
«Почему слова пишутся
отдельно друг от друга? Удобно
ли читать предложение,
записанное без пробелов между
словами?».
Совместный анализ текста на
наличие в нём слов с
буквосочетаниями жи, ши, ча,
ща, чу, щу.
Упражнение: выписывание из
текста слов с буквосочетаниями
ча, ща, чу, щу, жи, ши.
Упражнение: запись
предложения, составленного из
набора слов, с правильным
оформлением начала и конца
предложения, с соблюдением
пробелов между словами.
Комментированная запись
предложений с обязательным
объяснением случаев
употребления заглавной буквы.
Игра «Кто больше»: подбор и
запись имён собственных на
заданную букву.
Практическая работа:
списывание и запись под
диктовку с применением
изученных правил.

град Петров!»
Буква П и звуки [п]
[п’]» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3809/sta
rt/271761/
Урок «Москва –
столица России.
Буква М и звуки
[м] [м’]» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6380/sta
rt/179712/
Урок «О братьях
наших меньших.
Буква З и звуки [з]
[з’]» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3808/sta
rt/179734/
Урок «Сказка о
царе Салтане».
Буква Б и звуки [б]
[б’] (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6386/sta
rt/213552/
Урок «Терпенье и
труд всё перетрут.
Буква Д и звуки
[Д], [Д’]» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3820/sta

буквы М, м.
61. Письмо слогов и слов с
буквами М, м.
62. Строчная и прописная
буквы З, з.
63. Письмо слогов и слов с
буквами З, з.
64. Письмо слогов и слов с
изученными буквами.
65. Строчная и прописная
буквы Б, б.
66. Соединение букв Б, б в
слогах и словах.
67. Списывание с печатного
шрифта.
68. Строчная и прописная
буквы Д, д.
69. Письмо слогов и слов
с изученными буквами.
70. Прописная буква Д.
71. Строчная и прописная
буквы Я, я.
72. Соединение букв Я, я в
слогах и словах.
73. Слого-звуковой анализ
слов со звуками [j’а], [а].
74. Строчная и прописная
буквы Г, г.
75. Соединение букв Г, г в
слогах и словах.
76. Письмо слогов и слов с
изученными буквами.
77. Строчная буква ч.

rt/179754/
Урок «Россия –
родина моя.
Знакомство с
буквой Я и звуком
[А]. Обозначение
звуков [ЙА]»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6382/sta
rt/271182/
Урок «Не делай
того, чего другим
не пожелаешь.
Буква Г и звуки [Г]
[Г’]» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/4152/sta
rt/271781/
Урок «Делу время
– потехе час. Буква
Ч и звук [Ч’]»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3821/sta
rt/179287/
Урок «Красна
птица опереньем. А
человек умением.
Буквы Ь и Ъ
(мягкий и твёрдый
знаки)» (РЭШ).
https://resh.edu.ru/su

78. Соединение буквы ч в
слогах и словах.
79. Правописание ча, чу.
80. Прописная буква Ч.
81. Буква ь.
82. Соединение буквы ь в
словах.
83. Слого-звуковой анализ
слов с ь.
84. Строчная и прописная
буквы Ш, ш.
85. Правописание сочетания
ши.
86. Письмо слогов и слов с
изученными буквами.
87. Строчная и прописная
буквы Ж, ж.
88. Правописание сочетания
жи, же.
89. Списывание с печатного
текста.
90. Строчная буква ё.
91. Слого-звуковой анализ
слов со звуками [j’о], [о].
92. Прописная буква Ё.
93. Строчная и прописная
буквы Й, й.
94. Слого-звуковой анализ
слов со звуком [j’].
95. Строчная и прописная
буквы Х, х.
96. Соединение букв Х, х в
слогах и словах.

bject/lesson/4143/sta
rt/188340/
Урок «Мало уметь
читать, надо уметь
думать. Буква Ш и
звук [Ш]» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6387/sta
rt/179773/
Урок «Где дружбой
дорожат, там враги
дрожат. Буквы Ж и
звуки [Ж] [Ж’]»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3831/sta
rt/179018/
Урок «Люби всё
живое. Буква Ё и
звуки [ЙО] и [О]»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6384/sta
rt/271800/
Урок «Жить –
Родине служить.
Согласный звук
[Й’] и буква И
краткое» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6428/sta
rt/281719/
Урок «Без труда

97. Списывание с печатного
текста.
98. Письмо изученных букв,
слогов. Письмо элементов
изученных букв.
99. Строчная и прописная
буквы Ю, ю.
100. Слого-звуковой анализ
слов со звуками [j’у], [у].
101. Соединение букв Ю, ю в
слогах и словах.
102. Строчная и прописная
буквы Ц, ц.
103. Письмо слогов и слов с
буквами Ц, ц.
104 Письмо слогов и слов с
изученными буквами.
105. Письмо предложений с
использованием слов с
изученными буквами.
106. Строчная и прописная
буквы Э, э.
107. Письмо слогов и слов с
буквами Э, э.
108. Строчная буква щ.
109. Правописание
сочетаний ща, щу.
110. Прописная буква Щ.
111. Строчная и прописная
буквы Ф, ф.
112. Строчные буквы ь, ъ.
113. Соединение букв ъ, ь в
словах.

хлеб не родится
никогда. Буква Х и
звуки [Х] [Х’]»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6431/sta
rt/179394/
Урок «С.Я.
Маршак «Сказка о
глупом мышонке».
Буква Ю и звуки
[ЙУ] и [У]» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3551/sta
rt/270948/
Урок «Делу время
– потехе час. Буква
Ц и всегда твёрдый
звук [Ц]» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3832/sta
rt/179472/
Урок «Буква Э.
Звук [э]. Какими
буквами на письме
обозначаются
гласные звуки?»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6416/sta
rt/282744/
Урок «Буква Щ и
звук [Щ’] (РЭШ)

114. Письмо под диктовку
изученных букв, слогов,
слов.
115. Письмо предложений с
использованием слов с
изученными буквами.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
116. Язык – средство
Общие
общения людей.
сведения о
языке

Фонетика

117. Гласные и согласные
звуки, их различение.
118. Твёрдые
и мягкие согласные звуки.
Звонкие и глухие согласные
звуки.

https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3480/sta
rt/182373/
Урок «Буква Ф и
звуки [ф] и [ф*].
Согласные звуки и
буквы» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6411/sta
rt/179491/

1

Язык как основное
средство человеческого
общения.
Осознание целей и
ситуаций общения.

4

Звуки речи. Гласные и
согласные звуки, их
различение. Ударение
в слове. Гласные
ударные и безударные.
Твёрдые

Рассказ учителя на тему «Язык –
средство общения людей».
Учебный диалог «Можно ли
общаться без помощи языка?».
Коллективное формулирование
вывода о языке как основном
средстве человеческого общения.
Работа с рисунками и текстом
как основа анализа особенностей
ситуаций устного и письменного
общения.
Творческое задание: придумать
ситуацию, когда необходимо
воспользоваться письменной
речью.
Беседа «Что мы знаем о звуках
русского языка», в ходе которой
актуализируются знания,
приобретённые в период
обучения грамоте.
Игровое упражнение «Назови

Урок «Язык - к
знанию ключ»
(InternetУрок)
https://interneturok.r
u/lesson/russian/1klass/vvedenie/yazy
k-k-znaniyu-klyuch
Урок «Что такое
общение и для чего
оно нужно»
(УчусьСам)
https://xn-80aynaia1a6b.xn-p1ai/video/video_69.
html
Урок «Гласные и
согласные звуки.
Обозначение их
буквами»
(InternetУрок)
https://interneturok.r

119. Проверочный диктант.
120. Слог. Деление слов на
слоги.

и мягкие согласные
звуки, их различение.
Звонкие и глухие
согласные звуки, их
различение. Согласный
звук [й’] и гласный звук
[и]. Шипящие [ж], [ш],
[ч’], [щ’].
Слог. Определение
количества слогов в
слове. Ударный слог.
Деление слов на слоги
(простые случаи, без
стечения согласных).

звук»: ведущий кидает мяч и
просит привести пример звука
(гласного звука; твёрдого
согласного; мягкого согласного;
звонкого согласного; глухого
согласного). Игровое
упражнение «Придумай слово с
заданным звуком».
Дифференцированное задание:
установление основания для
сравнения звуков.
Упражнение: характеризовать
(устно) звуки по заданным
признакам.
Учебный диалог «Объясняем
особенности гласных и
согласных звуков».
Игра «Отгадай звук»
(определение звука по его
характеристике).
Упражнение: соотнесение звука
(выбирая из ряда предложенных)
и его качественной
характеристики.
Работа в парах: группировка
звуков по заданному основанию.
Комментированное выполнение
задания: оценивание
правильности предложенной
характеристики звука,
нахождение допущенных при
характеристике ошибок.
Дидактическая игра

u/lesson/russian/1klass/bzvuki-ibukvyb/glasnye-isoglasnye-zvukioboznachenie-ihbukvami
Урок «Что такое
твёрдые и мягкие
согласные звуки и
какие буквы нужны
для их
обозначения?»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6415/sta
rt/120018/
Урок «Какие
бывают слоги ?»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6250/sta
rt/189138/
Урок «Как
выделить слог?»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6424/sta
rt/177721/
Урок «Сколько в
слове слогов?»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3692/sta

Графика

121. Звук и буква.
Различение звуков и букв.
122. Условные обозначения
звуков речи.
123. Русский алфавит.
124. Знание алфавита:
правильное называние букв,
их последовательность.

4

Звук и буква.
Различение звуков и
букв. Обозначение на
письме твёрдости
согласных звуков
буквами а, о, у, ы, э;
слова
с буквой э.
Обозначение на письме
мягкости согласных
звуков буквами е, ё, ю,
я, и. Функции букв е, ё,
ю, я. Мягкий знак как
показатель мягкости
предшествующего
согласного звука в
конце слова.
Установление
соотношения звукового
и буквенного состава
слова в словах типа
стол, конь.
Использование
небуквенных
графических средств:

«Детективы», в ходе игры нужно
в ряду предложенных слов
находить слова с заданными
характеристиками звукового
состава.

rt/189158/
Урок «Ударение и
перенос слов»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3712/co
nspect/179122/

Моделировать звуко­буквенный
состав слов.
Упражнение: подбор 1-2 слов к
предложенной звуко­буквенной
модели.
Учебный диалог «Сравниваем
звуковой и буквенный состав
слов», в ходе диалога
формулируются выводы о
возможных соотношениях
звукового и буквенного состава
слов. Работа с таблицей:
заполнение таблицы примерами
слов с разным соотношением
количества звуков и букв для
каждой из трёх колонок:
количество звуков равно
количеству букв, количество
звуков меньше количества букв,
количество звуков больше
количества букв.
Упражнение: определение
количества слогов в слове,
объяснение основания для
деления слов на слоги.

Урок «Как
различить звуки и
буквы?» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/4205/sta
rt/202017/
Урок «Звуки и
буквы» (Инфоурок)
https://iu.ru/videolessons/a33d4aa252d7-4856-b5a7de779deeb2e7
Урок «Определение
роли гласных букв
в слове. Слова с
буквой э.
Ознакомление со
словарём
иностранных слов»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6426/sta
rt/219898/
Урок «Мягкий знак
(ь). Правописание

пробела между
словами, знака
переноса. Русский
алфавит: правильное
название букв, знание
их последовательности.
Использование
алфавита для
упорядочения списка
слов.

Работа в парах: нахождение в
слов с мягким
тексте слов с заданными
знаком на конце и в
характеристиками звукового и
середине слова
слогового состава слова. Беседа о перед согласными»
функциях ь (разделительный и
(РЭШ)
показатель мягкости
https://resh.edu.ru/su
предшествующего согласного).
bject/lesson/6383/sta
Практическая работа:
rt/213721/
нахождение в тексте слов по
Урок «Как мы
заданным основаниям (ь
используем
обозначает мягкость
алфавит?» (РЭШ)
предшествующего согласного).
https://resh.edu.ru/su
Игровое упражнение «Кто лучше bject/lesson/6218/sta
расскажет о слове», в ходе
rt/188511/
выполнения упражнения
Урок «Упражнение
отрабатывается умение строить
на запоминание
устное речевое высказывание об
названий букв и
обозначении звуков буквами; о
порядка букв в
звуковом и буквенном составе
алфавите» (РЭШ)
слова. Игра­соревнование
https://resh.edu.ru/su
«Повтори алфавит».
bject/lesson/6413/sta
Совместное выполнение
rt/281763/
упражнения «Запиши слова по
Урок «Закрепление
алфавиту».
по теме «Звуки и
буквы. Алфавит»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6412/sta
rt/188532/
Урок «Повторяем
всё, что мы знаем о
звуках и буквах»
(РЭШ)

Лексика и
морфологи
я

125-126. Слово как единица
языка.
127-128. Слова-названия
предметов, признаков и
действий предметов и
явлений.
129-130. Слова, отвечающие
на вопросы кто?, что?
131-132. Слова, отвечающие
на вопросы: какой?, какая?,
какое?, какие?
133-134. Слова, отвечающие
на вопросы: что делать?, что
сделать?
135. Слова, значение
которых требует уточнения.
136. Проверочная работа
«Слово»

12

Слово как единица
языка (ознакомление).
Слово как название
предмета, признака
предмета, действия
предмета
(ознакомление).
Выявление слов,
значение которых
требует уточнения.

https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6252/sta
rt/129058/
Учебный диалог «На какие
Урок «Что такое
вопросы могут отвечать слова?». лексическое
Наблюдение за словами,
значение слова?»
отвечающими на вопросы
(РЭШ)
«кто?», «что?».
https://resh.edu.ru/su
Совместное выполнение
bject/lesson/6423/sta
группировки слов по заданному
rt/180284/
признаку: отвечают на вопрос
Урок «Слово»
«что?» / отвечают на вопрос
(РЭШ)
«кто?».
https://resh.edu.ru/su
Наблюдение за словами,
bject/lesson/6248/sta
отвечающими на вопросы
rt/285224/
«какой?»,
Урок «Слова«какая?», «какое?», «какие?».
названия
Комментированное выполнение
предметов,
задания: нахождение в тексте
признаков и
слов по заданным основаниям,
действий
например поиск слов,
предметов и
отвечающих на вопрос «какая?». явлений» (РЭШ)
Наблюдение за словами,
https://resh.edu.ru/su
отвечающими на вопросы «что
bject/lesson/6421/sta
делать?», «что сделать?».
rt/299577/
Работа в парах: отработка умения Урок «Что такое
задавать к приведённым словам
слова-признаки?»
вопросы «что делать?», «что
(РЭШ)
сделать?».
https://resh.edu.ru/su
Работа в группах: нахождение в
bject/lesson/6253/sta
тексте слов по заданному
rt/179147/
основанию, например слов,
Урок «Слова отвечающих на вопрос «что
обозначающие

делает?».

Синтаксис

137. Предложение как
единица языка.

5

Предложение как
единица языка

Работа со схемой предложения:
умение читать схему

действия
предметов»
(УчусьСам)
https://xn-80aynaia1a6b.xn-p1ai/video/video_70.
html
Урок «Что такое
однозначные и
многозначные
слова? Словари
русского языка»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6246/sta
rt/188880/
Урок «Что такое
прямое и
переносное
значение слов?»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3666/sta
rt/179103/
Урок «Урок
развития речи.
Чтение по ролям
сказки» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6419/sta
rt/180339/
Урок «Что такое
предложение?»

138. Слово и предложение.
139. Восстановление
деформированных
предложений.
140. Составление
предложений из набора
форм слов.
141. Практическая работа:
деление деформированного
текста на предложения,
корректировка оформления
предложений, списывание с
учётом правильного
оформления предложений.

(ознакомление). Слово,
предложение
(наблюдение над
сходством и
различием).
Установление связи
слов в предложении
при помощи
смысловых вопросов.
Восстановление
деформированных
предложений.
Составление
предложений из набора
форм слов.

предложения, преобразовывать
информацию, полученную из
схемы: составлять предложения,
соответствующие схеме, с
учётом знаков препинания в
конце схемы. Совместная работа:
составление предложения из
набора слов.
Работа в группах:
восстановление предложения в
процессе выбора нужной формы
слова, данного в скобках.
Работа с сюжетными картинками
и небольшим текстом: выбор
фрагментов текста, которые
могут быть подписями под
каждой из картинок.
Практическая работа: деление
деформированного текста
на предложения, корректировка
оформления предложений,
списывание с учётом
правильного оформления
предложений.

(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3615/sta
rt/213654/
Урок «Что такое
члены
предложения?»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6244/sta
rt/89985/
Урок «Основа
предложения»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3625/sta
rt/213676/
Урок «Связь слов в
предложении.
Вежливые слова»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6418/sta
rt/284889/
Урок
«Обобщающая
работа учебноконтрольного
характера» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6251/sta
rt/285275/
Урок «Закрепление

темы
«Предложение»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6245/sta
rt/179326/
Орфографи
яи
пунктуация

142. Раздельное написание
слов в предложении.
143. Прописная буква в
начале предложения.
144. Прописная буква в
именах собственных.
145. Перенос слов.
146. Гласные после шипящих
в сочетаниях жи, ши.
147. Гласные после шипящих
в сочетаниях ча, ща, чу, щу.
148-149. Орфографический
тренинг: отработка
правописания сочетаний жи,
ши, ча, ща, чу, щу.
150-151. Сочетания чк, чн.
152. Слова с
непроверяемыми гласными и
согласными.
153. Знаки препинания в
конце предложения.
154. Алгоритм списывания
текста.
155. Проверочный диктант.

14

Ознакомление с
правилами
правописания и их
применение:
 раздельное
написание слов в
предложении;
 прописная буква в
начале
предложения и в
именах
собственных:
в
именах
и
фамилиях людей,
кличках
животных;
 перенос слов (без
учёта морфемного
членения слова);
 гласные
после
шипящих
в
сочетаниях
жи,
ши (в положении
под
ударением),
ча, ща, чу, щу;
 сочетания чк, чн;

Наблюдение за словами,
сходными по звучанию, но
различными по написанию,
установление причин возможной
ошибки при записи этих слов.
Комментированное выполнение
задания: выявление места в
слове, где можно допустить
ошибку.
Беседа, актуализирующая
последовательность действий
при списывании.
Орфографический тренинг
правильности и аккуратности
списывания.
Наблюдение за написанием в
предложенных текстах
собственных имён
существительных,
формулирование выводов,
соотнесение сделанных выводов
с формулировкой правила в
учебнике.
Упражнение: запись
предложений, включающих
собственные имена

Урок «Когда
написание букв,
обозначающих
безударные
гласные звуки в
корне слов, надо
запомнить?»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6427/sta
rt/179598/
Урок
«Буквосочетания
ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,
ЧУ-ЩУ» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3722/sta
rt/285249/
Урок «Проверяем
написание гласных
и согласных»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6249/sta
rt/189233/
Урок «Какие знаки



слова
с
непроверяемыми
гласными
и
согласными
(перечень слов в
орфографическом
словаре учебника);
 знаки препинания
в
конце
предложения:
точка,
вопросительный и
восклицательный
знаки.
Усвоение алгоритма
списывания текста.

существительные.
Творческое задание: придумать
небольшой рассказ, включив в
него определённое количество
собственных имён
существительных.
Практическая работа:
использовать правило
правописания собственных имён
при решении практических задач
(выбор написания, например:
Орёл – орёл, Снежинка –
снежинка, Пушок – пушок и т.д.).
Упражнение: выбор
необходимого знака препинания
в конце предложения.
Наблюдение за языковым
материалом, связанным с
переносом слов, формулирование
на основе наблюдения правила
переноса слов.
Упражнение: запись слов с
делением для переноса.
Дифференцированное задание:
поиск в тексте слов, которые
нельзя переносить.
Орфографический тренинг:
отработка правописания
сочетаний жи, ши, ча, ща, чу,
щу, осуществление самоконтроля
при использовании правил.
Наблюдение за написанием слов
с сочетаниями чк, чн,

препинания
ставятся в конце
предложения?»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6414/sta
rt/188736/
Урок «Подготовка
к итоговому
тестированию»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3732/sta
rt/179643/
Урок «Правила
правописания.
Подготовка к
итоговой работе»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3742/sta
rt/179531/
Урок «Обобщение
материала в форме
обучающего
тестирования»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6254/sta
rt/290511/

Развитие
речи

156. Язык и речь, их
значение в жизни людей.
157. Речь устная и речь
письменная (общее
представление).
158. Текст (общее
представление).
159. Смысловая связь
предложений в тексте.160.
Заголовок текста.161.
Осознание ситуации
общения: с какой целью, с
кем и где происходит
общение.
162. Ситуации устного
общения.
163-164. Нормы речевого
этикета в ситуациях
учебного и бытового
общения
165. Итоговый урок

10

Речь как основная
форма общения между
людьми. Текст как
единица речи
(ознакомление).
Осознание ситуации
общения: с какой
целью, с кем и где
происходит общение.
Ситуации устного
общения (чтение
диалогов по ролям,
просмотр
видеоматериалов,
прослушивание
аудиозаписи).
Овладение нормами
речевого этикета в
ситуациях учебного и
бытового общения
(приветствие,

формулирование правила по
результатам наблюдения,
соотнесение вывода с текстом
учебника.
Орфографический тренинг:
написание слов с сочетаниями
чк, чн.
Проектное задание: подобрать
текст диктанта, который можно
использовать для проверки
написания сочетаний гласных
после шипящих.
Работа с рисунками, на которых
изображены разные ситуации
общения (приветствие,
прощание, извинение,
благодарность, обращение с
просьбой), устное обсуждение
этих ситуаций, выбор
соответствующих каждой
ситуации слов речевого этикета.
Учебный диалог, в ходе которого
обсуждаются ситуации общения,
в которых выражается просьба,
обосновывается выбор слов
речевого этикета,
соответствующих ситуации
выражения просьбы.
Моделирование речевой
ситуации вежливого отказа с
использованием опорных слов.
Разыгрывание сценок,
отражающих ситуации

Урок «Какая
бывает речь. Что
можно узнать о
человеке по его
речи?» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3581/sta
rt/179687/
Урок «Диалог и
монолог» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6420/sta
rt/179511/
Урок «Закрепление
знаний по разделу
«Наша речь»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6257/sta
rt/213593/
Урок «Что такое

прощание, извинение,
благодарность,
обращение с просьбой).

выражения просьбы, извинения,
вежливого отказа.
Моделирование речевой
ситуации, содержащей
извинение, анализ данной
ситуации, выбор адекватных
средств выражения извинения.
Комментированное выполнение
задания: выбор из
предложенного набора
этикетных слов,
соответствующих заданным
ситуациям общения.
Творческое задание: придумать
ситуации общения, в которых
могут быть употреблены
предложенные этикетные слова.
Работа в группах: оценивание
дидактического текста с точки
зрения наличия/отсутствия
необходимых элементов
речевого этикета в описанных в
тексте ситуациях общения.
Работа в группах: оценивание
предложенных юмористических
стихотворений с точки зрения
соблюдения героями
стихотворений правил речевого
этикета.

текст?» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6422/sta
rt/179554/
Урок «Признаки
текста:
целостность,
связность,
законченность»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3691/sta
rt/213613/
Урок «Тема и
главная мысль
текста. Заглавие»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6258/sta
rt/179306/
Урок «Какие части
можно выделить в
тексте (части
текста)» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6417/sta
rt/213634/
Урок «Письменный
текст. Запись
текста» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6259/sta
rt/164075/

Урок
«Предложение и
текст» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6255/sta
rt/219925/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».