Приложение 1 к приказу от 08.02. 2016 г. № 36 ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 08.02.2016 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Крымская школа-гимназия» _________________ С.В. Толмачева ПОРЯДОК ВЫБОРА ЯЗЫКА ОБУЧЕНИЯ И ЯЗЫКА ИЗУЧЕНИЯ В МБОУ «КРЫМСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ» РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ОБУЧАЮЩИХСЯ Целью порядка выбора языка является: - обеспечение гарантий сохранения, изучения и развития родных языков народов Российской Федерации, проживающих в Республике Крым; - реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное получение дошкольного, начального общего, основного общего образования на родных языках; - создание условий для расширения сферы применения и оптимального функционирования родных языков; - обеспечение межнационального согласия. I. Порядок выбора языка основывается на законодательстве: Конституция Российской Федерации Статья 26. 1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. 2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Федеральный закон от 29.12.2012г. N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации 1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. 2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Статья 14. Язык образования. 1. В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. 2. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами». 3. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования». 4. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ «О языках народов Российской Федерации Статья 2. Государственные гарантии равноправия языков народов Российской Федерации. 1. Равноправие языков народов Российской Федерации, совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения. 2. Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения. 3. Российская Федерация гарантирует каждому право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания. 4. Равноправие языков народов Российской Федерации охраняется законом. Никто не вправе устанавливать ограничения или привилегии при использовании того или иного языка Статья 6. Компетенция Российской Федерации в сфере охраны, изучения и использования языков народов Российской Федерации. Ведению Российской Федерации в лице высших органов государственной власти Республики в сфере охраны и использования языков народов Российской Федерации подлежат: - содействие развитию государственных языков республик. Статья 9. Право на выбор языка образования. 1. Граждане Российской Федерации имеют право свободного выбора языка образования в соответствии с законодательством об образовании. Статья 10. Преподавание и изучение языков народов Российской Федерации. 1. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации условия для преподавания и изучения языков народов Российской Федерации в соответствии с законодательством об образовании. Конституция Республики Крым Статья 10. Государственными языками в Республике Крым являются русский, украинский и крымскотатарский языки. Статья 19. п. 2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. II. Порядок выбора языка. 1. Предварительный этап. Ежегодно в апреле-мае проводить родительские собрания, в ходе которых рассматривать вопросы по определению языка обучения и языка изучения на будущий учебный год. Информацию о дате и времени проведения родительского собрания, а также вопросы для рассмотрения, в том числе о выборе языка обучения и языка изучения, доводить до сведения родителей (законных представителей), заблаговременно и размещать на сайте учебного заведения. Оформить стенды о праве выбора языка обучения и изучения. Директору МБОУ «Крымская школа-гимназия» (далее - школа-гимназия) необходимо назначить координатора от администрации, ответственного за организацию данной работы в школе-гимназии (далее – координатор). 2. Основной этап. 2.1.На общешкольных и (или) классных родительских собраниях должны присутствовать родители (законные представители) обучающихся, координатор, классные руководители, учителя, преподающие родные языки. Родителей (законных представителей) обучающихся в ходе классных и (или) общешкольных родительских собраний необходимо проинформировать о праве выбора языка обучения и языка изучения на основании вышеизложенных нормативных документов с занесением данного вопроса в протокол родительского собрания. Данные протоколов по каждому классу должны соответствовать числу и содержанию личных заявлений родителей. Проведение родительского собрания рекомендуется построить по следующему примерному плану: 1) вводное выступление руководителя учебного заведения; представление педагогических работников, которые будут преподавать родные языки; 3) представление содержания предмета (цель, задачи, ценностные ориентиры, внеурочная деятельность – кратко); 4) ответы на вопросы родителей (законных представителей); 5) заполнение родителями (законными представителями) обучающихся личных заявлений (образец заявления – приложение № 1); 6) сбор заполненных родителями (законными представителями) заявлений. В случае отсутствия родителей некоторых учащихся классными руководителями в частном порядке должна быть проведена работа по информированию их о вопросах, рассмотренных на собрании, и заполнению заявления, о чем дополнительно произвести запись в протоколе родительских собраний. 3. Заключительный этап. Подвести итоги собраний, направить информацию об их результатах, выборе языка обучения, изучения (с указанием формы и количества выбравших детей за подписью директора школы) в органы управления образованием. Сохранять заявления родителей, протоколы родительских собраний, оригинал сводной информации за подписью классных руководителей и директора школы-гимназии, в течение 5 (пяти) лет. В исключительных случаях допускается изменение выбора родителями (законными представителями) после подведения итогов родительских собраний и направления информации в орган управления образованием. В этом случае родители (законные представители) обучающихся должны обратиться к директору школы-гимназии с письменным заявлением. Решение об удовлетворении такого заявления принимается директором школыгимназии по согласованию с учителем-предметником. Проведенная работа должна обеспечить реализацию прав граждан на свободный, добровольный, информированный выбор языка обучения, а также выбор родного языка для изучения. 2)