РАССМОТРЕНО на педагогическом совете МБОУ «Крымская школа-гимназия» от 25.01.2017 г. Протокол № 1 УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Крымская школа-гимназия» ______________ С.А. Коцуба Приказ от 25.01.2017 г. № 17 ПОЛОЖЕНИЕ О ТЬЮТОРСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ В МБОУ «КРЫМСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ» 1. Общие положения Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 03.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»; Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждено Указом Президента РФ от 01.06.201 №761); Федеральный государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждено Приказом Минобрнауки от 19.12.2014 РФ №1598); Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственным отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утверждено Приказом Минобрнауки от 19.12.2014 РФ №1599); Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015). Тьютор – человек, сопровождающий процесс освоения обучающимися новой деятельности, помогающий обучающемуся строить индивидуальную образовательную траекторию. Тьюторское сопровождение (тьюторство) – длительное индивидуализированное взаимодействие ребенка и взрослого (учителя, классного руководителя, воспитателя ГПД, руководителя кружка, родителя). 2. Цели и задачи тьюторского сопровождения Основной целью педагогической деятельности тьютора – создание условий для становления обучающихся как субъектов собственной учебной деятельности по развитию желаемого уровня компетентности; как субъектов социально – профессиональной деятельности, развивающих собственную профессиональную деятельность. Цели тьютора являются результатом сложного целеполагания, в котором участвуют в качестве субъектов обучающиеся, обладающие собственными целями, и разработчики образовательных программ, транслирующие через нее цели группы. На содержание целей тьютора оказывают влияние цели организаций – работодателей, образовательной организации и, опосредованно, цели государства. Функции тьютора : - контрольно – диагностическая, - проектная, - мотивационная, - информационно – содержательная, - организационно – деятельностная, - технологическая, - консультационная, - рефлексивная, а также комплекс функциональных задач, раскрывающих содержание каждой функции. Структура и содержание педагогической деятельности, включают в себя процесс, состоящий из четырех этапов: - проектировочный, - организационно – деятельностный, - диагностический, - поддерживающий; Содержание деятельности тьютора, представляется в виде описания целей и последовательности действий на каждом этапе. В деятельности тьютора выделяются 3 этапа: - осуществление помощи в поиске вопроса; - реагирование на проблемы, возникающие у обучающегося в процессе работы; - организация рефлексии. Проектная деятельность строится по этапам: 1. На первом этапе происходит прояснение идеи проекта и возможного результата (продукта этой деятельности). Продукт должен быть: - реально достижим; - кем – то востребован. 2. Второй этап предполагает активное действие обучающегося, во время встреч с тьютором анализируется проделанное, возникшие трудности, способы преодоления трудностей, планируются следующие шаги. 3. Заключительный этап предполагает анализ проектной деятельности с точки зрения адекватности способа деятельности, определения места опыта данной деятельности. Тьютор должен: - стимулировать развитие самостоятельной деятельности обучающихся с учетом психолого – педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению; - анализировать собственную деятельность, с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации; - знать основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп; - знать объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме; владеть современными образовательными технологиями, способами применения педагогической теории в различных сферах жизни; - владеть формами деловой переписки, владеть навыками подготовки текстовых документов; - освоить нормы официально-деловой письменной речи, стандарты служебных документов; - уметь отредактировать текст, иметь навык работы со словарем. Тьютор должен обладать следующими компетенциями: - общекультурные компетенции (грамотность, навыки устной и письменной речи, толерантность, способность к эмпатии, проявлению уважения прав и свобод человека, умение анализировать и корректировать собственную педагогическую деятельность, навыки самопрезентации); - психолого – педагогические компетенции (умение подбирать и разрабатывать учебно – методические материалы, оценивать их качество с точки зрения современных норм, умение использовать в учебном процессе современные педагогические технологии, отвечающие целям учебного курса или образовательной программы в целом, стимулирующие активность обучающихся; умение оказывать помощь и поддержку обучающимся, создавать мотивацию, разрешать конфликты, развивать струдничество на основе знаний психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп, возрастной психологии); - коммуникативные компетенции (умение строить ситуацию коммуникации, конструировать процесс коммуникации, управлять коммуникацией и получать от любой коммуникации долговременный позитивный эффект); - компетенции в области предмета (умение самостоятельно разработать курс и учебно – методические материалы к нему; знание содержания, структуры курса и учебно – методических материалов, умение анализировать и оценивать качество заданий по курсу); - компетенции в области современных информационных технологий (умение применять современные информационные технологии для доставки материалов и организации взаимодействия участников образовательного процесса.