РП история 7 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРЫМСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
______Э.М.Ибадуллаева
Протокол заседания ШМО
____августа 2022г.№

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
Директор МБОУ
МБОУ «Крымская школа-гимназия» «Крымская школа-гимназия»
_________Л.М.Фефелова
________Ю.В.Пихидчук
_______августа 2022г.
Приказ_____августа 2022 г.№

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

Предмет-история
Уровень -базовый
Класс – 7-А, 7-Б, 7-Г
Срок реализации-один год
Ярута Александр Дмитриевич

Программа разработана на основе:
- ФГОС ООО;
Учебники:
История России. 7 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1, Ч.
2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В.
Торкунова. – М.: Просвещение, 2019.
«Всеобщая история. Новое временя. 7 класс», В.В. Ведюшкин, Д.Ю.Бовыкин, 4-е изд.,
стер – М.: «Просвещение», 2022

РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
от____._______. 20____ г. № _____

Крымское, 2022 г.
1. Планируемые освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических
понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное
принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной
роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как
понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими
системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся
(под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать
правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной
задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную,
текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы,
формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и
фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить
информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения,
федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под
руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя
выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато,
полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах
публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и
др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации
информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать
продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,
работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
Предметные результаты изучения истории включают:
• локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и ключевые события
отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и
всеобщей истории в Новое время;
Планируемые результаты являются общими для курсов отечественной и всеобщей истории. Это
объясняется тем, что при разработке планируемых результатов за основу принята структура
познавательной деятельности школьников. Кроме того, общий перечень способствует
установлению содержательных связей курсов отечественной и всеобщей истории, её ключевых
процессов, событий и явлений;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других
государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах
важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний,
колонизаций и др.;
• анализировать информацию из различных источников по отечественной и Всеобщей истории
Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп населения в России
и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры;
рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового
времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития
России и других стран в Новое время; б) ценностей, эволюции политического строя (включая
понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения;
г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового
времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей
истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между
народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в период Нового времени, сравнивать
исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
• используя историческую карту, характеризовать социально- экономическое и политическое
развитие России и других стран в Новое время;
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие
черты и особенности; • применять знания по истории России и своего края в Новое время при
составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.;
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«История России»
Тема 1. Россия в XV I веке
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор
европейского развития. Формирование централизованных государств в Нвропе и
зарождение европейского абсолютизма.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого
Российского государства.
Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума.
Система местничества. Местное управление. Наместники.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада.
Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена
кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550г. «Стоглав2, Земская реформа.
ТЕМА 2.СМУТНОЕ ВРЕМЯ НАЧАЛА ХУП в. Россия при первых Романовых.
Истоки и начало Смутного времени. Смерть царя Федора Ивановича. Попытка бояр
ввести аристократическое правление. Борьба Бориса Федоровича Годунова за власть и
избрание его на царство. Политика Бориса Годунова. Нарастание внутриполитических
противоречий. Голод 1601—1603 гг. и его по следствия. Бегство населения на окраины
страны, восстания холопов, насилия и грабежи. Появление самозванца Лжедмитрия 1 и
его планы по захвату российского престола. Роль Речи Посполитой в подготовке
авантюры Лжедмитрия 1. Поход самозванца на Москву. Смерть Бориса Годунова.
Восстание в Москве и воцарение Лжедмитрия 1. Политика Лжедмитрия 1 по отношению к
различным сословиям, его попытки проведения преобразований. Причины недовольства Л
же Дмитрием 1, заговор против него и его свержение.
Основные понятия: дворянство. «Урочные лета». Приказы. Бояре. Боярская дума.
Патриарх. Земский собор. Дьяк. Уезд. Аристократическое правление. Присяга. Недоимки.
Голодные годы. Холопы. Стрельцы. Посадские люди. Казаки. Спекулянты. Самозванец.
Авантюрист. Смута. Смутное время. Заговор.
Кризис общества и государства в России. Избрание на царство Василия Ивановича
Шуйского. Крестоцеловальная запись и ее значение. Внутренняя и внешняя политика
боярского царя. Усиление гражданской войны в России. Поход повстанцев под

предводительством И. И. Болотникова на Москву. Сражения под Москвой, Калугой и
Тулой. Причины поражения восстания. Лжедмитрий II его поход на Москву и образование
Тушинского лагеря. Двоевластие в России. Разбои тушинцев. Начало перерастания
гражданской войны в национально-освободительное движение. Оборона Троице-Сергиева
монастыря. М. В. Скопин-Шуйский. Открытое военное вмешательство Речи Посполитой и
Швеции во внутриполитические события в России. Героическая оборона Смоленска. М.,
Б. Шеин. Свержение Василия Шуйского. Семибоярщина. Призвание боярами на
царствование королевича Владислава с условием ограничения самодержавия. Польский
гарнизон в Москве.Кризис общества. Политическая борьба. Гражданская война.
Тушинский вор. «Тушинские перелеты Национально-освободительное движение.
Семибоярщина. Самодержавие. Ограничение самодержавия.
Завершение Смутного времени. Патриотический подъем народа. Создание Первого
ополчения и его состав. П. П. Ляпунов, И. М. Заруцкий, д. Т. Трубецкой. Политика
«Совета всей земли» Первого ополчения. Бои под Москвой и ее осада. Частичный распад
Первого ополчения. Новый подъем национально- освободительного движения. Патриарх
Гермоген. Создание Второго ополчения. К. Минин. Д. М. Пожарский. Политика «Совета
всей земли» Второго ополчения, предпосылки его успехов. По ход ополченцев на Москву.
Сражение под Москвой, ее осада и взятие. Избирательный Земский собор 1613 г. Споры
на Соборе. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Подвиг И. Сусанина.
Конец Смутного времени, его последствия и уроки.
Основные понятия: Патриотизм. Атаман. Староста. «Совет всей земли». Ополчение.
Избирательный Земский собор.Наш край в период Смутного времени начала ХУП в.
Содержание учебного предмета Истории Новое время. Конец 15 –конец 18века.(28ч)
Налаживание мирной жизни после Смутного времени. Причины восстановления
самодержавной власти в России после Смуты. Царь Михаил Федорович и его роль в
возрождении страны. Воссоздание государственного аппарата. Борьба с отрядами казаков,
войны с Речью Посполитой и Швецией. Столбовский мир и Деулинское перемирие.
Территориальные потери России. Состояние экономики после Смуты. Первые успехи в
восстановлении сельского хозяйства, ремесла, торговли. Строительство. Роль Земских
соборов в определении направлений внутренней и внешней политики. Усиление позиций
дворянства. Меры по укреплению армии. Восстановление и увеличение срока сыска
беглых крестьян. Внешняя политика. Борьба с набегами крымских татар. Смоленская
война, причины поражения в ней России. Поляновский мир. Взятие Азова донскими
казаками, Россия на грани войны с Турцией.
Основные понятия: Самодержавная власть. Воевода. Приказная изба. Засечная черта.
Трехполье. Наемники, дворянская конница. Стрелецкое войско. Рейтары, драгуны. Тягло.
Белые слободы.
Тема1. Европа открывает мир.
Положение в России в начале правления Алексея Михайловича. Рост противоречий
между сословиями. Попытка налоговой реформы. Соляной бунт в Москве и восстания в
других городах в 1648—1650 гг. Требования участников восстаний. Созыв Земского
собора, разработка нового свода законов. Основные положения Соборного уложения 1649
г. Введение бессрочного сыска беглых крестьян. Значение Соборного уложения.
Основные понятия: Реформа. Прямые и косвенные налоги. Пошлина. Соляной бунт.
Городские восстания. Свод законов. Соборное уложение. Бессрочный сыск беглых
крестьян. Крепостное право.
Тема2. Старый порядок: экономика, общество, власть.
Общемировые тенденции социально-экономического развития в ХУН в. и их
преломление в России. Состояние российского сельского хозяйства, причины его
замедленного роста. Развитие ремесла. Господство мелкого производства. Появление
первых крупных промышленных предприятий — мануфактур. Причины слабости
мануфактурного производства. Рост торговли. Начало складывания всероссийского
рынка. Роль ярмарок. Внешняя торговля, негативная роль отсутствия выхода России к
теплым морям. Новые явления в экономике, развитие рыночных отношений. Перемены в
положении сословий. Сближение вотчинников и помещиков, дифференциация внутри

сословия посадских людей и купцов. Усиление нажима на крестьян. Сближение крестьян
и холопов. Влияние развития рыночных отношений на положение различных сословий.
Основные понятия: Мелкое производство. Крупные промышленные предприятия.
Мануфактура. Всероссийский рынок. Ярмарки. Рыночные отношения. Сословия.
Вотчины. Поместья. Церковные феодалы. Гости. Оброк. Барщина. Эксплуатация. Аренда.
Тема3. Европа в 16-17вв.: традиции и новизна.
Основные направления внешней политики. Развитие дружественных отношений России
со странами Европы и Азии. Переход калмыков в российское подданство. Отношения
России с Речью Посполитой. Положение украинского и белорусского населения под
властью Речи Посполитой. Брестская уния и ее роль. Запорожское казачество. Восстание
под предводительством Б. М. Хмельницкого. Успехи и неудачи повстанцев, помощь
России. Переяславская рада. Воссоединение Украины с Россией и условия вхождения
Украины в состав России. Русско-польская война. Первоначальные успехи. Русскошведская война. Андрусовское перемирие и его значение для России, Польши и Украины.
Основные понятия: Российское подданство. Шляхта. Уния. Рада. Гетман. Воссоединение.
Автономия.
Тема4. Век Просвещения
Нарастание трудностей в связи с войнами, денежная реформа и ее по следствия. Медный
бунт в Москве. Окончательное закрепощение крестьян и их бегство на окраины страны.
Обострение ситуации на Дону. С. Т. Разин. Первый поход С. Т. Разина на Каспий. Поход
С. Т. Разина на Волгу. Восстание под предводительством С. т. Разина, состав и цели его
участников. Успехи восстания. Организация власти повстанцев в городах и сельской
местности. Борьба правительственных войск с повстанцами. Взаимная жестокость сторон.
Сражения под Симбирском. Поражение С. Т. Разина, его пленение и казнь. Уроки
восстания.
Основные понятия: денежная реформа. Медный бунт. Станица. Казацкий круг,
«домовитые» казаки. «Голытьба «Пре лестные грамоты». Самоуправление.
Взаимоотношения церкви и государственной власти в России. Вопрос об обновлении
церкви. Кружок «ревнителей древнего благочестия». Патриарх Никон и содержание его
реформ. Начало раскола. Староверы и их взгляды. Аввакум. Претензии Никона на
первенство церковной власти над светской. Падение Никона. Усиление церковного
раскола. Преследование старообрядцев. Роль старообрядцев в истории России.
Обновление церкви. Церковная реформа. Раскол. Раскольники. Старообрядцы. Протопоп.
Гари. Церковный собор.Эволюция центрального государственного управления в
направлении усиления единоличной власти царя. Исчезновение Земских соборов, падение
влияния Боярской думы. Развитие приказной системы, ее недостатки. Централизация и
самоуправление в местном управлении. Укрепление армии, создание полков «нового
строя». Возвышение царской власти при царе Алексее Михайловиче.
Правление царя Федора Алексеевича. Реформы Федора Алексеевича. Укрепление
централизации управления и армии. Налоговая реформа. Отмена местничества. Русскотурецкая война и ее итоги. Замыслы новых реформ и смерть Федора Алексеевича.
Стрелецкое восстание, его причины и последствия. Приход к власти царевны Софьи
Алексеевны. Продолжение реформ. Внешняя политика. «Вечный мир» с Польшей и
Крымские походы. В. В. Голицын. «Потешные» войска царя Петра 1 Алексеевича.
Интересы юно го Петра 1. Свержение царевны Софьи и приход Петра 1 к власти.
Вхождение новых народов в состав России. Взаимоотношения народов в рамках единого
государства. Взаимовлияние народов в сфере экономики, культуры, быта. Вклад разных
народов в развитие России. Политика центральной власти по отношению к национальным
меньшинствам. Особенности развития отдельных регионов: Карелия, Коми край,
Поволжье. Завершение присоединения Сибири к России. Причины продвижения русских
людей в Сибирь. Местные жители Сибири, их взаимоотношения с русскими
землепроходцами и переселенцами. Русские
Великие географические открытия ХУП в. И. Москвитин. С. Дежнев. В. Поярков. Е.
Хабаров. В. Атласов. Значение присоединения Сибири к России.

Влияние общемировых процессов, важнейших исторических событий на культуру России.
Распространение образования. Первые русские школы, училища, учебники. Открытие
первого высшего учебного заведения — Славяно-греко-латинской академии. Появление
рукописной газеты «Куранты». Накопление научных знаний. Исторические сочинения. С.
Медведев. Развитие литературы. Жития. Сатирические повести. Особенности русской
архитектуры ХУП в. Стиль нарышкинского барокко. Деревянный дворец в Коломенском.
Ростовский кремль. Церкви Ильи Пророка в Ярославле, Троицы в Никитниках, Рождества
в Путинках, Покрова в Филях и др. Появление театра. Развитие живописи. С. Ушаков.
Парсуны. Музыка. Народная культура. Традиционные черты и новшества в быту.
Тема5. Страны Востока в 16-18 вв.
Мусульманский мир. Территориальный рост Османской империи в 16в.-17в. Завоевание
Селима Грозного и его значение. Сулейман1 Великолепный, его политические и военные
успехи. Расцвет культуры.
Творчество Синана. Государственное и военное устройство. Система наследования титула
султана. Особенности социальной структуры. Роль рабства. Положение христиан.
Янычары. Воздействие «революции цен» и перемещения торговых путей из
Средиземноморья в Атлантику.
3. Тематическое планирование
№

Кол-во
часов

Содержание

п/п
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

28

1

Введение

1

2

Европа открывает мир

4

3

Старый порядок: Экономика, Общество, Власть

14

Европа в 16-17 веке, традиции и новизна

4

Страны Азии и Африк в 16-17вв

5

ИСТОРИЯ РОССИИ

40

1

Россия в XVI в.

19

2

Россия в XVII в.

19

4

3

Итоговое повторение

2
ИТОГО

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».