МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРЫМСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО Руководитель МО ______Э.М.Ибадуллаева Протокол заседания ШМО ____августа 2022г.№ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора Директор МБОУ МБОУ «Крымская школа-гимназия» «Крымская школа-гимназия» _________Л.М.Фефелова ________Ю.В.Пихидчук _______августа 2022г. Приказ_____августа 2022 г.№ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет-история Уровень -базовый Класс – 8-А, 8-Г Срок реализации-один год Ярута Александр Дмитриевич Программа разработана на основе: - ФГОС ООО; Учебники: История России. 8 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1, Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2017. «Всеобщая история. Новое временя. 8 класс», В.В. Ведюшкин, Д.Ю.Бовыкин, – М.: «Просвещение», 2019 РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета от____._______. 20____ г. № _____ Крымское, 2022 г. 1.Планируемые освоения учебного предмета Личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются: • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями; • формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; • уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа; • соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя); • следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями; • обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя); Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений: • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности; • планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий; • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами; • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); • собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя); • работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога); • использовать изученный материал для решения познавательных задач; • ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу; • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); • применять начальные исследовательские умения прирешении поисковых задач; • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ; • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации; • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы; • выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания; • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; • определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат. Предметные результаты изучения истории включают: • овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества; • способность применять понятийный аппарат исторического знания; • умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность; • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории; • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями: Выпускник научится: • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.; • анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); • сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. В курсе «История Нового времени» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс состоит из нескольких разделов. Тема I. Век перемен "Европейское чудо": развитие европейских государств, развитие промышленности, рост численности населения, мальтузианство, наступление капитализма, аграрная и промышленная революция, транспортная революция, дилижанс, развитие европейской торговли, европейское разделение труда, биржи, меркантилизм, «треугольная торговля», работорговля. Эпоха Просвещения: «Республика философов», суть эпохи Просвещения, просветители XVIII в. – продолжатели дела гуманистов эпохи Возрождения, идеи Просвещения как мировоззрение укрепляющей свои позиции буржуазии, новый взгляд на человека и общество, ценности просветителей. Образование как решающий ресурс развития общества. Идеи прогресса и веры в безграничные возможности человека. Английское просвещение: Джон Локк (учение о «естественных» правах человека и теория общественного договора) и Томас Гоббс. Шотландское просвещение: Дэвид Юм, Адам Смит. «Властители умов»: Шарль Монтескьё (теория разделения властей «О духе законов»), Дени Дидро, Вольтер (идеи об общественно-политическом устройстве общества, его ценностях), Жан Жак Руссо (концепция о народном суверенитете, принципы равенства и свободы в программе преобразований). Экономические учения А.Смита и Ж.Тюрго. Влияние идей просветителей на формирование представлений о гражданском обществе, правовом государстве в Европе и Северной Америке. Манифест эпохи Просвещения. Веротерпимость, прогресс, обмирщение сознания, космополитизм, интернационализм, Иммануил Кант, Чезаре Беккариа. Развитие науки в XVIII в. В поисках путей модернизации: понятие нации, развитие национальных идей и государств, деформация средневековых сословий, буржуазия, плебс, национальные государства, «царство разума» и просвещенный абсолютизм: идеи и политика воплощения, деятельность «просвещённых монархов», модернизация государственных институтов. Европа меняющаяся: в деревне и в городе, урбанизация, семья и дети, образ жизни и быт европейцев, цивилизованный человек. Мир художественной культуры Просвещения: литература – вера человека в собственные возможности, поиск идеала и образа героя эпохи. Даниэль Дэфо: образ человека новой эпохи (буржуа) в художественной литературе. Джонатан Свифт: сатира на пороки современного ему буржуазного общества. П.Бомарше: гуманистические ценности эпохи просвещения. Фридрих Шиллер, И.Гете, философская драма. Живописцы знати: Франсуа Буше, А.Ватто, «певцы третьего сословия» (У.Хогарт, Ж.Б.Шарден), французская живопись (Ж.Л.Давид, Жан Батист Грёза). Музыкальное искусство эпохи Просвещения (И.Бах, В.Моцарт, Л.Бетховен, А. Вивальди, Г.-Ф. Гендель, Й. Гайдн). Архитектура, барокко, рококо. Секуляризация культуры. Век оперы. Театр и общество. Международные отношения в XVII в.: государственный интерес, Вестфальская система, война за Испанское наследство-война за династические интересы и за владение колониями, Северная война, войны с Турцией XVIIIв., войны за польское и австрийское наследство, Семилетняя война, разделы Польши. Тема II. Европейские страны в XVIII в. Англия на пути к индустриальной эре: Англия после реставрации Стюартов. «Славная революция» 1688 г., ее значение. Вильгельм III Оранский. Конституционная монархия. Права личности, опыт английского парламентаризма. Становление двухпартийной системы. Ганноверы на троне. Власть у парламента: тори и виги. «Владычица морей»: внешняя и колониальная политика. Аграрный и промышленный переворот в Великобритании. Складывание новых отношений в английской деревне. Условия (предпосылки), начало и особенности промышленного переворота. Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе: внедрение машинной техники, изобретения в ткачестве. Паровая машина Дж.Уатта, изобретения Р.Аркрайта, Корба, Модсли. Появление фабричного производства: труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Изобретатели и предприниматели. Положение рабочих. Жестокие правила выживания в условиях капиталистического производства. Социальные последствия экономических преобразований: социальные движения протеста рабочих (луддизм). Цена технического прогресса. Франция при Старом порядке: Франция после Людовика XIV. Французский XVIII века. Положение в деревне и городе. Ускорение социально-демократического развития Франции: демографические изменени, изменения в социальной структуре, особенности формирования французской буржуазии. Особенности положения третьего сословия. Французская мануфактура и ее особенности. Необходимость реформ для сословий. Слабость монархии, кризис «старого порядка» во Франции. Тема III. Эпоха революций в XVIII веке. Английские колонии в Северной Америке: Британские колонии в Северной Америке в конце XVII—XVIII в. , первые колонии и их жители, «отцы-основатели». Образование новых британских колоний в Северной Америке. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Начало формирования североамериканской нации. Идеология американского общества. Обострение отношений между североамериканскими колониями и метрополией. Бенджамин Франклин. Патриотические организации колонистов. Акт о гербовом сборе и борьба против него. «Бостонское чаепитие». Причины Войны за независимость. Война за независимость североамериканских колоний и образование США: причины. начало войны за свободы от метрополии и ее ход. 1774 Первый Континентальный конгресс и его последствия. Томас Джефферсон, Джордж Вашингтон, патриоты и лоялисты, декларация независимости США, образование США. Военные действия 1776-1777 гг., создание регулярной армии, успешная дипломатия и окончание войны. Помощь Франции в войне американских колоний за независимость. Итоги и значение войн за независимость США. Необходимость принятия Конституции. Конституция США: источники, основные положения, авторы.. Конституция США 1787 г. и ее отличительные особенности. Томас Джефферсон. Билль о правах. Воплощение идей Просвещения в Конституции нового государства. Демократическая президентская республика в США. «Американская революция». Потеря Англией североамериканских колоний. Позиция Европы и России в борьбе США за свободу. Историческое значение образования США. Французская революция XVIII в.: 14 июля 1789 – взятие Бастилии. Начало революции. Муниципальная революция. Национальная гвардия. Мероприятия Учредительного собрания. Конституционалисты у власти. О.Мирабо, Жильбер де Лафайет – герой Нового Света. От монархии к республике. Поход на Версаль. Программные и государственные документы. Декларация прав человека и гражданина. Политические клубы: Якобинский клуб. Жирондисты. Фейяны. Жак Пьер Бриссо. Конституционная монархия: 1791 провозглашение Конституции Франции. Варенский кризис. Якобинский клуб. Законодательное собрание. Начало революционных войн. Санкюлоты. Штурм Тюильри. Свержение монархии. Коммуна Парижа. Новые декреты. Победа при Вальми. Дантон, Марат, Робеспьер: черты личноси и особенности мировоззрения. Установление Первой республики во Франции. Национальный конвент. Монтаньяры. Революционный трибунал. Комитет общественного спасения. Казнь Людовика XVI. Неоднородность лагеря революции. Народные восстания 1793 г. – контрреволюционные мятежи. Диктатура монтаньяров. Максимилиан Робеспьер. Конституция 1793г. Комитет общественного спасения. Якобинская диктатура. Причины прихода якобинцев к власти. Максимилиан Робеспьер, Жорж Жак Дантон, Жан-Поль Марат. Якобинский Конвент. Преобразования якобинцев. Луи Сен-Жюст, Жорж Кутон. Культ разума. Революционный календарь. Якобинский революционный террор. Европа в годы Французской революции: Международная ситуация накануне Французской революции. Революционные войны и завершение разделов Польши. Монархия против революции. Первая антифранцузская коалиция. Судьбы французской эмиграции. Египетская экспедиция и образование второй антифранцузской коалиции. Наполеон Бонапарт. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова, Средиземноморский поход Ф. Ф. Ушакова. Значение Французской революции. Тема IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Османская империя. Персия: Особенности внутреннего развития Османской империи. Эпоха тюльпанов. Восстание янычар. Балканские владения Османской империи. Русско-турецкие войны XVIII в. и их итоги. Восточный вопрос. Социально-экономическое развитие Османской империи. Реформы султана Селима III. Изменения в международном положении Османской империи к концу XVIII в. Персия в XVII—XVIII вв. Надир-Шах. Индия: Внутреннее положение в Индии в конце XVII в. Распад державы Великих Моголов. Политическая раздробленность индийских государств. Англо-французское соперничество в Индии, британские завоевания в Индии (британское завоевание Бенгалии). Деятельность английской Ост-Индской компании в Индии и ее последствия для страны. Китай: золотой век манчжурской империя Цин в Китае. Общественное и политическое устройство. Правление Канси. Правление Юнчжэна. Правление Цяньлуна. Международное положение Китая и его «закрытие» для европейцев. Отношения между Китаем и Россией. Китай и Европа: культурное влияние. Япония: Японское общество периода Эдо. Социально-экономическое положение японской деревни. Японские города. Реформы XVIII в. в Японии. Режим сёгунатаТокугава и первые признаки его кризиса. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «закрытие» Японии. Русско-японские отношения. Особенности культурной жизни и традиции Востока. Колониальная политика европейских держав в XVIII в.:колониальная эпоха, колониальные державы, борьба за колонии и англо-французское противостояние. Война независимость США и колониальное соперничество. История России Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Описываются поворотные, драматические события и их участники. Данный курс состоит из нескольких разделов. Раздел 1. Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в. Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире. Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничьебюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене. Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в. Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки. Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов. Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России. После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления. Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756— 1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики. Раздел 2. Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов. После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления. Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756— 1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики. Раздел 3 и 4. Российская империя при Екатерине II и Павле I. Российская империя в период правления Екатерины II. Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов. Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы. Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава. Россия при Павле I. Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I. Раздел 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII. Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в. Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус. Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания. Итоговое тестирование. 3. Тематическое планирование № п/п Название темы (раздела) Всего часов 1. Ведение. Век премен 6 2. Век Просвещения 4 4. Век реформ 6 Век революций 6 5. Страны Азии и Африки в 18 веке 6 6. Россия в эпоху преобразований Петра I 13 7. Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов. 6 8. Российская империя при Екатерине II и Павле I 11 9. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. 10 11. ИТОГО 68