РП история 8 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «КРЫМСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ» САКСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
______Э.М.Ибадуллаева
Протокол заседания ШМО
____августа 2022г.№

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
Директор МБОУ
МБОУ «Крымская школа-гимназия» «Крымская школа-гимназия»
_________Л.М.Фефелова
________Ю.В.Пихидчук
_______августа 2022г.
Приказ_____августа 2022 г.№

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

Предмет-история
Уровень -базовый
Класс – 8-А, 8-Г
Срок реализации-один год
Ярута Александр Дмитриевич

Программа разработана на основе:
- ФГОС ООО;
Учебники:
История России. 8 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1, Ч.
2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В.
Торкунова. – М.: Просвещение, 2017.
«Всеобщая история. Новое временя. 8 класс», В.В. Ведюшкин, Д.Ю.Бовыкин, – М.:
«Просвещение», 2019

РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
от____._______. 20____ г. № _____

Крымское, 2022 г.

1.Планируемые освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы
исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по
конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с
возрастными возможностями;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме,
проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии
как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия,
понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей
предшествующих эпох;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание
важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального
российского народа;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими
мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с
возрастными возможностями;
• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под
руководством учителя);
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование
следующих умений:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и
познавательной деятельности;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения
действий;
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с
планируемыми результатами;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую,
художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты,
составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически
оценивать её достоверность (под руководством учителя);
• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в
индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в
федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом
Интернете (под руководством педагога);
• использовать изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному
материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью
(сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения прирешении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных
видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств

(высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде
письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации
информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности,
отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения
работы;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество
выполнения задания;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий
результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов как
необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания;
• умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их
познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и
культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть
следующими знаниями и умениями:
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени
как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового
времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других
государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о
местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов,
завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей
истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и
других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры;
рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории
Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной
литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального
развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя
(включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития
общественного
движения
(«консерватизм»,
«либерализм»,
«социализм»);
г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового
времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и
всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций,
взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические
ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового
времени.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В курсе «История Нового времени» рассматриваются характерные черты основных
исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии
взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение
исторического и культурного наследия прошлого.
Данный курс состоит из нескольких разделов.
Тема I. Век перемен
"Европейское чудо": развитие европейских государств, развитие промышленности,
рост численности населения, мальтузианство, наступление капитализма, аграрная и
промышленная революция, транспортная революция, дилижанс, развитие европейской
торговли, европейское разделение труда, биржи, меркантилизм, «треугольная торговля»,
работорговля.
Эпоха Просвещения: «Республика философов», суть эпохи Просвещения,
просветители XVIII в. – продолжатели дела гуманистов эпохи Возрождения, идеи
Просвещения как мировоззрение укрепляющей свои позиции буржуазии, новый взгляд на
человека и общество, ценности просветителей. Образование как решающий ресурс
развития общества. Идеи прогресса и веры в безграничные возможности человека.
Английское просвещение: Джон Локк (учение о «естественных» правах человека и теория
общественного договора) и Томас Гоббс. Шотландское просвещение: Дэвид Юм, Адам
Смит. «Властители умов»: Шарль Монтескьё (теория разделения властей «О духе
законов»), Дени Дидро, Вольтер (идеи об общественно-политическом устройстве
общества, его ценностях), Жан Жак Руссо (концепция о народном суверенитете,
принципы равенства и свободы в программе преобразований). Экономические учения
А.Смита и Ж.Тюрго. Влияние идей просветителей на формирование представлений о
гражданском обществе, правовом государстве в Европе и Северной Америке. Манифест
эпохи Просвещения. Веротерпимость, прогресс, обмирщение сознания, космополитизм,
интернационализм, Иммануил Кант, Чезаре Беккариа. Развитие науки в XVIII в.
В поисках путей модернизации: понятие нации, развитие национальных идей и
государств, деформация средневековых сословий, буржуазия, плебс, национальные
государства, «царство разума» и просвещенный абсолютизм: идеи и политика
воплощения, деятельность «просвещённых монархов», модернизация государственных
институтов.
Европа меняющаяся: в деревне и в городе, урбанизация, семья и дети, образ жизни
и быт европейцев, цивилизованный человек.
Мир художественной культуры Просвещения: литература – вера человека в
собственные возможности, поиск идеала и образа героя эпохи. Даниэль Дэфо: образ
человека новой эпохи (буржуа) в художественной литературе. Джонатан Свифт: сатира на
пороки современного ему буржуазного общества. П.Бомарше: гуманистические ценности
эпохи просвещения. Фридрих Шиллер, И.Гете, философская драма. Живописцы знати:
Франсуа Буше, А.Ватто, «певцы третьего сословия» (У.Хогарт, Ж.Б.Шарден),
французская живопись (Ж.Л.Давид, Жан Батист Грёза). Музыкальное искусство эпохи
Просвещения (И.Бах, В.Моцарт, Л.Бетховен, А. Вивальди, Г.-Ф. Гендель, Й. Гайдн).
Архитектура, барокко, рококо. Секуляризация культуры. Век оперы. Театр и общество.
Международные отношения в XVII в.: государственный интерес, Вестфальская
система, война за Испанское наследство-война за династические интересы и за владение
колониями, Северная война, войны с Турцией XVIIIв., войны за польское и австрийское
наследство, Семилетняя война, разделы Польши.

Тема II. Европейские страны в XVIII в.
Англия на пути к индустриальной эре: Англия после реставрации Стюартов.
«Славная революция» 1688 г., ее значение. Вильгельм III Оранский. Конституционная
монархия. Права личности, опыт английского парламентаризма. Становление
двухпартийной системы. Ганноверы на троне. Власть у парламента: тори и виги.
«Владычица морей»: внешняя и колониальная политика. Аграрный и промышленный
переворот в Великобритании. Складывание новых отношений в английской деревне.
Условия (предпосылки), начало и особенности промышленного переворота. Технические
изобретения и изменение отношения к ним в обществе: внедрение машинной техники,
изобретения в ткачестве. Паровая машина Дж.Уатта, изобретения Р.Аркрайта, Корба,
Модсли. Появление фабричного производства: труд и быт рабочих. Формирование
основных классов капиталистического общества: промышленной буржуазии и
пролетариата. Изобретатели и предприниматели. Положение рабочих. Жестокие правила
выживания в условиях капиталистического производства. Социальные последствия
экономических преобразований: социальные движения протеста рабочих (луддизм). Цена
технического прогресса.
Франция при Старом порядке: Франция после Людовика XIV. Французский XVIII
века. Положение в деревне и городе. Ускорение социально-демократического развития
Франции: демографические изменени, изменения в социальной структуре, особенности
формирования французской буржуазии. Особенности положения третьего сословия.
Французская мануфактура и ее особенности. Необходимость реформ для сословий.
Слабость монархии, кризис «старого порядка» во Франции.
Тема III. Эпоха революций в XVIII веке.
Английские колонии в Северной Америке: Британские колонии в Северной Америке
в конце XVII—XVIII в. , первые колонии и их жители, «отцы-основатели». Образование
новых британских колоний в Северной Америке. Колониальное общество и хозяйственная
жизнь. Управление колониями. Начало формирования североамериканской нации.
Идеология американского общества. Обострение отношений между североамериканскими
колониями и метрополией. Бенджамин Франклин. Патриотические организации
колонистов. Акт о гербовом сборе и борьба против него. «Бостонское чаепитие».
Причины Войны за независимость.
Война за независимость североамериканских колоний и образование США:
причины. начало войны за свободы от метрополии и ее ход. 1774 Первый
Континентальный конгресс и его последствия. Томас Джефферсон, Джордж Вашингтон,
патриоты и лоялисты, декларация независимости США, образование США. Военные
действия 1776-1777 гг., создание регулярной армии, успешная дипломатия и окончание
войны. Помощь Франции в войне американских колоний за независимость. Итоги и
значение войн за независимость США. Необходимость принятия Конституции.
Конституция США: источники, основные положения, авторы.. Конституция США 1787 г.
и ее отличительные особенности. Томас Джефферсон. Билль о правах. Воплощение идей
Просвещения в Конституции нового государства. Демократическая президентская
республика в США. «Американская революция». Потеря Англией североамериканских
колоний. Позиция Европы и России в борьбе США за свободу. Историческое значение
образования США.
Французская революция XVIII в.: 14 июля 1789 – взятие Бастилии. Начало
революции. Муниципальная революция. Национальная гвардия. Мероприятия
Учредительного собрания. Конституционалисты у власти. О.Мирабо, Жильбер де Лафайет
– герой Нового Света. От монархии к республике. Поход на Версаль. Программные и
государственные документы. Декларация прав человека и гражданина. Политические
клубы: Якобинский клуб. Жирондисты. Фейяны. Жак Пьер Бриссо. Конституционная

монархия: 1791 провозглашение Конституции Франции. Варенский кризис. Якобинский
клуб. Законодательное собрание. Начало революционных войн. Санкюлоты. Штурм
Тюильри. Свержение монархии. Коммуна Парижа. Новые декреты. Победа при Вальми.
Дантон, Марат, Робеспьер: черты личноси и особенности мировоззрения. Установление
Первой республики во Франции. Национальный конвент. Монтаньяры. Революционный
трибунал. Комитет общественного спасения. Казнь Людовика XVI. Неоднородность
лагеря революции. Народные восстания 1793 г. – контрреволюционные мятежи.
Диктатура монтаньяров. Максимилиан Робеспьер. Конституция 1793г. Комитет
общественного спасения. Якобинская диктатура. Причины прихода якобинцев к власти.
Максимилиан Робеспьер, Жорж Жак Дантон, Жан-Поль Марат. Якобинский Конвент.
Преобразования якобинцев. Луи Сен-Жюст, Жорж Кутон. Культ разума. Революционный
календарь. Якобинский революционный террор.
Европа в годы Французской революции: Международная ситуация накануне
Французской революции. Революционные войны и завершение разделов Польши.
Монархия против революции. Первая антифранцузская коалиция. Судьбы французской
эмиграции. Египетская экспедиция и образование второй антифранцузской коалиции.
Наполеон Бонапарт. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова,
Средиземноморский поход Ф. Ф. Ушакова. Значение Французской революции.

Тема IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.
Османская империя. Персия: Особенности внутреннего развития Османской
империи. Эпоха тюльпанов. Восстание янычар. Балканские владения Османской империи.
Русско-турецкие войны XVIII в. и их итоги. Восточный вопрос. Социально-экономическое
развитие Османской империи. Реформы султана Селима III. Изменения в международном
положении Османской империи к концу XVIII в. Персия в XVII—XVIII вв. Надир-Шах.
Индия: Внутреннее положение в Индии в конце XVII в. Распад державы Великих
Моголов. Политическая раздробленность индийских государств. Англо-французское
соперничество в Индии, британские завоевания в Индии (британское завоевание
Бенгалии). Деятельность английской Ост-Индской компании в Индии и ее последствия
для страны.
Китай: золотой век манчжурской империя Цин в Китае. Общественное и
политическое устройство. Правление Канси. Правление Юнчжэна. Правление Цяньлуна.
Международное положение Китая и его «закрытие» для европейцев. Отношения между
Китаем и Россией. Китай и Европа: культурное влияние.
Япония: Японское общество периода Эдо. Социально-экономическое положение
японской деревни. Японские города. Реформы XVIII в. в Японии. Режим сёгунатаТокугава
и первые признаки его кризиса. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне.
«закрытие» Японии. Русско-японские отношения. Особенности культурной жизни и
традиции Востока.
Колониальная политика европейских держав в XVIII в.:колониальная эпоха,
колониальные державы, борьба за колонии и англо-французское противостояние. Война
независимость США и колониальное соперничество.
История России
Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов,
историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах
исторического пути Отечества. Описываются поворотные, драматические события и их
участники.
Данный курс состоит из нескольких разделов.

Раздел 1. Россия в эпоху преобразований Петра I.
Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в. Политическая карта мира к
началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование
мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер
взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место
России в мире.
Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Начало
царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Особенности абсолютизма в
Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и
областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение
Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота,
рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа. Упразднение
патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение
протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело
царевича Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд.
Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского
крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в
Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство,
духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничьебюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий
империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь,
Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в.
Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Россия в системе
европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой
четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир.
Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование
системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её
авторитета и влияния на мировой арене. Культурное пространство империи в первой
четверти XVIII в. Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и
основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение
и научные знания.
Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая
печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки. Санкт-Петербург — новая столица.
Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание
Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей,
каналов. Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской
истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни
сословий и народов России.
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов Изменение места и роли
России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и
России. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление
роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции —
попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр
III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления.
Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе.
Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение
политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в
системе городского управления. Начало промышленного переворота в Европе и
экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация
внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и

Купеческого банков. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя
политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь
Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг.
Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—
1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Раздел 2. Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов.
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов Изменение места и роли
России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и
России. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление
роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции —
попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр
III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления.
Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе.
Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение
политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в
системе городского управления. Начало промышленного переворота в Европе и
экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация
внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и
Купеческого банков. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя
политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь
Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг.
Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—
1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Раздел 3 и 4. Российская империя при Екатерине II и Павле I.
Российская империя в период правления Екатерины II. Россия в системе
европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция
второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании
политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый
абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России.
Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа.
Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика
правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и
оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное
освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала. Социальная структура
российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные
движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Народы Прибалтики,
Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири,
Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие
переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и
протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов. Основные направления внешней
политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение
Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение
Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России
Белоруссии и Литвы. Формирование основ глобальной внешней политики России.
Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной
Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния
России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и
укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.

Россия при Павле I. Изменение порядка престолонаследия. Ограничение
дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении
крестьян. Комиссия для
составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в
антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова.
Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора
Павла I.
Раздел 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII.
Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и
науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского
университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц.
Кадетский (шляхетский) корпус. Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В.
Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского
литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература.
Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки
городов. Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный
характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения.
Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия
разных слоёв населения, особенности питания.
Итоговое тестирование.
3. Тематическое планирование
№
п/п

Название темы (раздела)

Всего часов

1.

Ведение. Век премен

6

2.

Век Просвещения

4

4.

Век реформ

6

Век революций

6

5.

Страны Азии и Африки в 18 веке

6

6.

Россия в эпоху преобразований Петра I

13

7.

Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых
переворотов.

6

8.

Российская империя при Екатерине II и Павле I

11

9.

Культурное пространство Российской империи в
XVIII в.

10

11.

ИТОГО

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».