РП история 9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «КРЫМСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ» САКСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
______Э.М.Ибадуллаева
Протокол заседания ШМО
____августа 2022г.№

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
Директор МБОУ
МБОУ «Крымская школа-гимназия» «Крымская школа-гимназия»
_________Л.М.Фефелова
________Ю.В.Пихидчук
_______августа 2022г.
Приказ_____августа 2022 г.№

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

Предмет-история
Уровень -базовый
Класс – 9
Срок реализации-один год
Ярута Александр Дмитриевич

Программа разработана на основе:
- ФГОС ООО;
Учебники:
История России. 9 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1, Ч.
2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева]; под ред. А.В.
Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.
Всеобщая история. Новое временя. 9 класс: Учебник для общеобразовательных
организаций А.С. Медяков, Д.Ю.Бовыкин, 3-е изд. – М.: «Просвещение», 2021

РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
от____._______. 20____ г. № _____

Крымское, 2022 г.

1.Планируемые освоения учебного предмета
Предметные результаты:
- устанавливать причинно-следственных связи, объяснять исторические явления;
- устанавливать синхронистические связи истории России и стран Европы, Америки и
Азии;
- составлять и анализировать генеалогические схемы и таблицы;
- определять и использовать основные исторические понятия изучаемого периода;
- определять территории России и её границы, перерабатывать полученную
информацию об их изменениях на протяжении XIX в.;
- описывать географию края, его достижений и культурных традиций в изучаемый
период;
- описывать социально-политическое устройство Российской империи в XIX в.;
- ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных
групп, получат представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении
XIX в.;
- отличать основные течения общественного движения XIX в. (декабристы, западники и
славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации);
- устанавливать связи между общественным движением и политическими событиями
(реформы и контрреформы);
Метапредметные результаты
Познавательные учебные действия:
Выпускник научится:
самостоятельно приобретать знания и решать проблему;
ставить проблему и выбирать адекватные способы её решения;
проводить поиск и обрабатывать информацию;
формулировать выводы и/или обосновать и реализовывать/апробировать принятое
решение,
обосновывать и создавать модель, прогноз, макет, объект, творческое решение.
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно
оценивать свои возможности и условия и средства достижения целей;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить
необходимые коррективы в выполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные
мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
Регулятивные:
Выпускник получит возможность научиться:
 самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во
времени;
использовать ресурсные возможности для достижения целей;
осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
Коммуникативные:
Выпускник получит возможность научиться:
ясно излагать и оформлять выполненную работу;
публично представлять результаты работы, исследования, проекта;

аргументировано отвечать на поставленные вопросы.
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в
сотрудничестве;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные
высказывания;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Личностные результаты
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе
обучения являются :
первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы
исторических понятий и представлений о прошлом Отечества, эмоционально
положительное принятие своей этнической идентичности; • изложение собственного
мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;
формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме,
проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии
как понимания чувств других людей и сопереживания им;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание
важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального
российского народа;
соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими
мировоззренческими системами (под руководством учителя);
следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными
возможностями;
обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под
руководством учителя);
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении. Выпускник
научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени
как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового
времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других
государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о
местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов,
завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей
истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и
других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры;
рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории
Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной
литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального
развития России и других стран в Новое и современное
время ; б) эволюции
политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и
др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»);
г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового
времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и
всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций,
взаимодействий между народами и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового
времени.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Всеобщая история
Часть I. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА Индустриальная
революция: достижения и проблемы
Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода,
господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая
техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.
Тема 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.ЧЕЛОВЕК В НОВУЮ
ЭПОХУ ОТ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВАК ОБЩЕСТВУ
ИНДУСТРИАЛЬНОМУ . Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта.
Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм
свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность
развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов.
Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии.
Монополистический капитализм, или империализм, его черты.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (развитие торговли,
промышленный переворот), история России (особенности Развития общества в России в
19 в.)
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Миграция и эмиграция
населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий
класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (развитие торговли,
промышленный переворот, особенности жизни отдельных категорий населения).
Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Новые условия
быта. Изменения моды. Новые развлечения.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (развитие торговли, ,
особенности жизни отдельных категорий населения, новые проблемы и новые ценности).

Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии,
медицины. Наука на службе у человека.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (развитие торговли,
промышленный переворот, потребности населения).
Художественная культура XIX столетия. Основные художественные течения. Романтизм
и критический реализм в литературе (Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз
Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Эмиль Золя. Джозеф Редьярд Киплинг.
Воплощение эпохи в литературе.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история ( особенности жизни
отдельных категорий населения), история России (художественная культура 19 в.)
Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков»: Эжен Делакруа. Реализм в
живописи: Оноре Домье. Импрессионизм: Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар.
Скульптура: Огюст Роден. Постимпрессионизм: Поль Сезанн, Поль Гоген. Музыка:
Фридерик Шопен, Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Клод Дебюсси. Архитектура. Рождение
кино.
Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство.
Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в.
Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм —
марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение
ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал.
Тема 2. СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ
Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта.
Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский
гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского
общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход
в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и
европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы
международных отношений.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (Особенности развития
Франции в 18 в.), история России (Отечественная война 1812г., заграничный поход
русской армии).
Англия сложный путь к величию и процветанию. Политическая борьба. Парламентская
реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское
движение. Англия — «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя
политика Англии.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (развитие торговли,
промышленный переворот , особенности жизни отдельных категорий населения, внешняя
политика-отношения Англии и Франции), история России (отношения между Англией и
Францией)
Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов.
Революция 1848 г. Вторая империя. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии.
Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(падение империи
Наполеона, особенности социально-экономического развития Франции в период
правления Наполеона), история России (международные отношения с Россией)
Германия: на пути к единству Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с
Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при
Садове. Образование Северогерманского союза.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(развитие торговли,
промышленный переворот , особенности жизни отдельных категорий населения)
Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Камилло Кавур.
Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини*. Национальное

объединение Италии.Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Третья
республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение
Германской империи.Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая истории ( особенности жизни
отдельных категорий населения, внешняя политика Англии и Франции).
Часть II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Тема 3. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XIX—XX вв.ПУТЕМ
МОДЕРНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ
Германская империя в конце 19-начале 20 в. Борьба за место под солнцем. Политическое
устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое
развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией.
«Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные
реформы. Вильгельм II — «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к
«мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (особенности социальноэкономического и политического развития , особенности жизни отдельных категорий
населения, внешняя политика Германии в первой половине 19 в.), история России
(внешнеполитические отношения между Россией и Германией накануне Первой мировой
войны).
Великобритания конец Викторианской эпохи. Английский парламент. Черты
гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г.
Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский
вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя
классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.
Внешняя политика. Колониальные захваты Межпредметные и внутрипредметные связи:
всеобщая история(особенности социально-экономического и политического развития
Англии в первой половине 19 в. , особенности жизни отдельных категорий населения.
Внешняя политика Англии в первой половине 19 в.), история России (внешняя политика
России второй половины 19 в.).
Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной
конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала.
Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция — первое
светское государство среди европейских государств. Коррупция государственного
аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста. Создание колониальной империи.
Реваншизм и подготовка к войне.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (Франция вторая
республика: внутренняя и внешняя политика), история России ( внешняя политика России
второй половины 19 века)
Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины
медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения
протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя
политика. Колониальные войны.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(Особенности развития
Италии в первой половине 19 в.).Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие
национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских
народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое
устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции.
Внешняя
политика.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(внешняя политика
Габсбургов, отношения с Германией и Россией в первой половине 19 в.), история России
(внешняя политика России во второй половине 19 в.)
Тема 4. ДВЕ АМЕРИКИ

США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности
промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Сайрус
Маккормик. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет
хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения
протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.
Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент,
сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства.
Закон о гомстедах. Победа северян.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(особенности социальноэкономического и политического развития США в конце 18 века)
США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после
гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов.
Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные
проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и
политика
реформ.
«Доктрина
Монро».
Агрессивная
внешняя
политика
США. Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (итоги гражданской
войны, развитие промышленности и сельского хозяйства первой половины 19в., внешняя
политика США впервой половине 19 в.)
Латинская Америка. Основные колониальные владения. Национально-освободительная
борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. Образование и развитие
независимых
государств.
«Век
каудильо».
Экономическое
развитие.
«Латиноамериканский
плавильный
котел».
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (особенности социальноэкономического развития стран Латинской Америки в 18 веке, Испания. Англия в погоне
за наживой) .
Страны Западной Европы и США в 19-начале 20 в. Повторительно-обобщающий урок.
Тема 5. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В XIX в.: НОВЫЙ ЭТАП КОЛОНИАЛИЗМА
Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими
державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты
экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества.
Поворот к национализму. Колониальная политика.
Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить
утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не
состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных
держав.
Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение
традиционного общества. Восстание 1857—1859 гг. Аграрное перенаселение страны,
голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние».
Балгангадхар Тилак.
Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения.
Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства
Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации
Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и
готтентотов.
(Работа в проблемных группах связанных с особенностями развития отдельных стран
Азии и Африки в 19 веке).
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (особенности развития
стран Азии и Африки в 18 веке, влияние Англии, Франции, на развитие этих территорий)
Тема 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯВ КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.
Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской
империи. Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между
великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-

русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические
войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии,
Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны.
Пацифистское движение. Второй интернационал против войн и политики гонки
вооружений.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (внешняя политика
Англии, Франции, Германии во второй половине 19 века), история России (внешняя
политика России во второй половине 19 века).
История России
Александровская эпоха: государственный либерализм
Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и
изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия.
Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и
экономический строй.
Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ.
Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в
программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.
Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики.
Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение
Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав
Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир.
Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и
историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального
общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты
аграрных реформ.
Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская
этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их
программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение.
Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в
Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская
конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи.
Еврейское население России. Начало Кавказской войны.
Венская система международных отношений и усиление роли России в
международных делах. Россия — великая мировая держава.
Николаевская эпоха: государственный консерватизм
Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во
внутренней политике Николая I и их проявления.
Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции,
индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного
переворота в России. Противоречия хозяйственного развития.
Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных
движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота.
Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема
общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в.
Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика
Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение
Шамиля. Положение евреев в Российской империи.
Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог
власти с католиками, мусульманами, буддистами.

Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских
противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец
венской системы международных отношений.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ.
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие
Антарктиды. Русское географическое общество.Особенности и основные стили в
художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).Культура народов
Российской империи. Взаимное обогащение культур.Российская культура как часть
европейской культуры.Динамика повседневной жизни сословий.
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация
Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в
промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды
транспорта и средства связи. Перемены в быту.
Император Александр II и основные направления его внутренней политики.
Отмена крепостного права, историческое значение реформы.
Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка
сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансовокредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного
переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование
буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.
Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой
модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и
развитие правового сознания. Движение к правовому государству.
Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е
гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение
народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное
движения.
Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия
европейских держав в 1850— 1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире.
Нарастание антиколониальной борьбы. Народы Российской империи во второй половине
XIX в. Завершение территориального роста Российской империи.
Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание
Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности
конфессиональной политики.
Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II.
Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика.
Отношения с США, продажа Аляски.
«Народное самодержавие» Александра III
Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки
решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с
политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление
позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления.
Особенности экономического развития страны в 1880— 1890-е гг.
Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие
крестьянской общины в пореформенный период.
Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция.
Распространение марксизма.
Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного
национализма.

Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления
внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах.
Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Культурное пространство империи во второй половине
XIX века
Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и
просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и
путешественники. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие
российской
журналистики.
Революционно-демократическая
литература.Русское
искусство.
Передвижники.
Общественно-политическое
значение
деятельности
передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская операУспехи музыкального образования.
Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.
Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в
развитии мировой культуры.Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни.
Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского
транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг
горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие
мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.
Россия в начале ХХ в.: кризис империи
Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции.
Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология
и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за
передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в.
Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи.
Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация.
Политическая система Российской империи начала
XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших
эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика.
Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в
экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Сельская
община. Аграрное перенаселение.
Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и
рабочий вопросы, попытки их решения.
Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и
особенности генезиса политических партий в России. Этнокультурный облик империи.
Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов.
Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский
край. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское
ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы
Волго-Ура- лья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.
Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие
внутри православия. «Иносла- вие», «иноверие» и традиционные верования.
Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже
XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа»
русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русскояпонская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в
стране.

Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905— 1907 гг. Российское общество и
проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.
Общество и власть после революции 1905—1907 гг.
Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи».
Система думской монархии. Классификация политических партий.
Реформы П. А. Столыпина и их значение.Общественное и политическое развитие
России в 1912— 1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное
реформаторство. Национальные политические партии и их программы. Национальная
политика властей.
Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в
Антанте. Нарастание российско-германских противоречий.
Серебряный век русской культуры
Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции
развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки.
Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и
новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное
искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура.Драматический театр: традиции и
новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в
Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного
кинематографа .Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в
начале ХХ в.
3. Тематическое планирование
№
п/п

Название темы (раздела)

Всего часов

1.

Ведение.

1

2.

Россия в первой четверти 19 века

9

4.

Россия в второй четверти 19 века

7

Россия в эпоху Великих реформ

7

5.

Россия 1880-1890-е годы

4

6.

Россия в начале 20 века

12

7.

Начало индустриальной эпохи

8

8.

Страны европы и США в первой половине 19 века

8

9.

Азия, Африка и Латинская Америка в 19- начале 20
века

4

11.

Страны Европы и США во второй половине 19 —
начале 20 века
ИТОГО

8
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».