Программа адресована классным руководителям, педагогическим работникам, родителям и всем тем, кто заинтересован в организации партнерских отношений между школой и семьей как главными институтами воспитания Человека. При разработке программы родительского образования использовались материалы Рындак В.Г. и др. Педагогическое просвещение родителей: Педагогический всеобуч / В.Г. Рындак, М.Б. Насырова, Н.М. Михайлова, Н.М. Науменко; под ред. проф. В.А. Лабузова. – Оренбург: ГУ «РЦРО», 2009 – 205 с. Пояснительная записка Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные (представленные деятельностью образовательных учреждений) и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство школы с семьёй (педагоги – дети – родители) есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии (ст. 58 Конституции РФ) и равностью ответственности (Закон РФ «Об образовании) перед государством за воспитание будущего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность. Законодательство РФ значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбирать место и форму дошкольного, школьного, дополнительного образования, оказав поддержку альтернативной системе обучения. В обществе произошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая и рассогласовавшая процессы воспитания в семье, школе, обществе. Новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи со школой. Суть этих напряжений – в тревоге родителей за успешность ребенка в учебе и росте недоверия к школе. Изменившиеся социальные условия, разрушение однообразной школы советского периода, расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и школы, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений (ОУ). Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания. В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка. Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский. Дети – опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл жизни. Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин: • потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения); • инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия; • открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям. Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной • с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка); • со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения; с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения. Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением. Проблемное поле родительского образования родителей представлено следующими блоками: 1. Здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни, повышение стрессоустойчивости личности. 2. Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся образовательного учреждения в реализации ими воспитательной функции семьи. 3. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи. Принципы: • первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей); • достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты); • практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни); • взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей); • развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности); • гуманизации отношений и общения; • системности воспитательных воздействий на ребёнка; • преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка; • сотрудничества по созданию Образа Человека. • Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции понимается как: • система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье; • особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей; процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей. Основными направлениями реализации предлагаемого проекта являются: • научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка (подростка); • создание в регионе, в образовательном учреждении системы педагогического образования родителей; • формирование основ семейного воспитания у дошкольника и школьника; • вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей. В предлагаемой программе родительского образования на теоретикометодологическом уровне обоснованы целостная система (региональная и образовательного учреждения) дифференцированного психолого-педагогического просвещения, адекватная современному социальному заказу характерных групп родителей учащихся и учитывающая реальные возможности современного образовательного учреждения, определены формы всеобуча, его научно-методическое обеспечение. Реализация программы родительского образования «Школа ответственного родительства» • Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальным ядром общего образования, а также рядом других источников. Специалистами в области работы с семьей подчеркивается правовой нигилизм родителей, понижение воспитательного потенциала современной семьи; фиксируется значительное количество ошибок семейного воспитания. Исходная диагностика: 1. 1. Выявить уровень потребности родителей в психолого-педагогических знаниях (методика Р.В. Овчаровой); 2. Уровень педагогической компетентности и удовлетворенности родителей (методика И.А. Хоменко). По итогам диагностических процедур определить необходимое содержание родительского образования (теоретический модуль), наиболее продуктивные формы его организации, а также осуществляется подбор необходимого инструментария, способствующего раскрытию заявленных родителями тем. 3. Совместное обсуждение со специалистами школы (заявленные родителями темы распределяются между узкими специалистами, классными руководителями и, по согласованию, со специалистами внешнего социума (врач-нарколог, секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалисты по работе с молодежью и семьей и т.д.). 4. С педагогическими кадрами изучить нормативно-правовые основы взаимодействия образовательного учреждения с семьей в вопросах воспитания подрастающего поколения и овладение содержанием педагогической диагностики семьи и учащихся, тщательно проработать тему «Типичные ошибки родительских собраний», что позволит предупредить возникновение самых распространенных ошибок при проведении родительских собраний (несоблюдение регламента, уход от темы собрания и т.д.). 5. Соблюдение ряда позиций, направленных на повышение результативности реализации данной программы: - индивидуальный подход к каждой семье и каждому ребенку; - «открытость» семьи как системы, подразумевающая разнообразие социальных связей вне семьи. Совместная общепринятая деятельность (в том числе и игровая) способствует успешной социализации. • вовлечение в совместную деятельность: совместные мероприятия детей и взрослых оказывающие положительное воздействие на формирование у общества положительного социального отношения к семье и позитивное влияние на протекание процесса социализации детей. Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей: - паспортизация семей и детей группы «социального риска»; - составление характеристик данной категории семей; - организация углубленной диагностики (педагогической, социальнопедагогической и психологической) по комплексному изучению семьи и детей, воспитывающихся в ней; - использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с детьми и семьей данной категории; - повышение педагогической компетентности родителей и воспитательного потенциала семьи, воспитание ответственного родительства через разработку классными руководителями программ родительского образования для каждого класса, построенных с учетом результатов диагностики, особенностей социума; - организация совместной социально значимой деятельности и досуга родителей и детей; - выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, повышения престижа функционально состоятельных семей; - оказание практической поддержки родителям в повышении их педагогической компетентности, воспитательного потенциала семьи и воспитании ответственного родительства; - активное включение родителей в процесс формирования социального опыта у детей, коммуникативных навыков и умений, гармонизации родительско-детских отношений, формирования и развития культуры семейных отношений; - профессиональная интеграция специалистов образовательного учреждения в организации социально-педагогической поддержки детей данной группы семей, а также в реализации комплексного сопровождения ребенка и его семьи в процессе ресоциализации. Специалисты школы (учителя, социальный педагог, и другие), родители и учащиеся являются непосредственными субъектами реализации намеченной программы, а родители, кроме того, одним из заказчиков образовательных услуг. Отбор материала для программы: 1) родительское образование (обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе) базируется на практико-ориентированном (от запроса родителей по результатам входящей диагностики) изучении психолого-педагогических особенностей личностного развития ребенка, знание которых является одной из составляющих воспитательного потенциала семьи, в формате лекции, проблемно-ориентированного семинара с элементами социально-педагогического тренинга и др. Данное условие органично вписывается в требования ФГОС; 2) материал, отобранный для изучения, должен быть интересен родителям и доступен их восприятию, отвечать их запросам к организатору занятий, соответствовать возрастным особенностям детей; 3) учебные занятия с родителями должны соответствовать целевому ориентиру программы, способствовать решению обозначенных в ней задач; Условия реализации программы обеспечиваются: - правом выбора руководителем образовательного учреждения программы (ряда программ) и технологии социально-педагогической помощи и поддержки учащихся в вопросах повышения воспитательного потенциала их семей; - возможностью создания собственной авторской программы занятий с родителями каждым педагогом, специалистом, предполагающим осуществлять ту или иную форму социально-педагогической помощи и поддержки младших школьников из цели и задач программы родительского образования, потребностей и задач конкретного образовательного учреждения, класса; - особенностями повышения воспитательного потенциала семей учащихся, имеющих детей разных возрастных групп (моно- и полинуклеарные семьи); - возможностями учителей по самостоятельной систематизации предлагаемого учебного материала для родителей; • методиками проведения учебных занятий с родителями, в зависимости от профиля и квалификации специалиста, проводящего занятия, и принципов, положенных им в основу цикла или целевого ориентира отдельной встречи с родителями. Для реализации программы обоснованы организации родительского образования: следующие технологии - непрерывное социально-психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания на разных стадиях развития семьи и ребенка; - привлечение, по возможности, всех членов семьи к участию в занятиях с использованием методик интерактивного включения родителей в решение учебных и жизненных задач, поставленных на занятии. Весь корпус учебного материала компонуется вокруг центральных проблем, связанных с закономерностями развития ребенка. Такое построение программы родительского образования обеспечивает последовательность изучения воспитательных явлений, обобщения, закрепления и углубления психологопедагогических знаний родителей, а также обеспечивает формирование у родителей навыков: - педагогического взаимодействия с детьми, - анализа типичных проблем детско-родительских взаимоотношений и коррекции собственной родительской позиции при решении этих проблем, - профилактики девиантного поведения у детей; - создания единого воспитательного пространства «семья - образовательное учреждение - ребенок». В основу программы по родительскому образованию положена идея о необходимости разумного сочетания целенаправленного руководства развитием разных типов активности ребенка с включением каждого учащегося в активную разноплановую творческую деятельность. Стиль воспитания в семье определяется преобладанием тех или иных методов воспитания, однако важно в каждой семье учитывать возрастные особенности детей. Поэтому в программе делается акцент на необходимости организовывать воспитание с учетом психофизического развития и духовно-нравственного становления детей. Этапы реализация программы: 1. аналитико-диагностический этап; 2. определение целей и задач программы ( конкретный и измеримый результат, определенный во времени, соответствующий возможностям и потребностям родителей); 3. содержание программы; 4. критерии успешной реализации программы повышения воспитательного потенциала семьи на практике; 5. реализация программы (деятельностный этап) через коллективные формы (лекции, конференции, беседы, дискуссии и диспуты) в сочетании с групповой и индивидуальной работой (консультацией классных руководителей, медицинских работников, социальных педагогов и др.), а сам процесс повышения воспитательного потенциала семьи – с активным включением родителей в воспитательную работу с детьми в классе и соседско-соседской общности, во взаимообмен опытом по семейному воспитанию, проведением педагогических практикумов с элементами социально-педагогического тренинга, разбором конкретных педагогических ситуаций и решением практических задач с родителями и их компетентным комментарием специалистов. Рефлексия: проведение совместной оценки полученных результатов реализации программы, внесение корректив в ее содержание. Методы оценки результативности реализации программы и дальнейшие ее перспективы: -диагностика - опрос - анкетирование -тестированию учащихся, педагогов Подведение итогов проведенных занятий с использованием разнообразного диагностического инструментария позволит определить ее результативность, актуальность содержания для родителей, а также собрать необходимый материал для следующих занятий. Результаты диагностики помогут, прежде всего, классному руководителю и социальному педагогу понять необходимость коррекции движения в общей реализации программы (формулирование темы, определение целевого ориентира и формы занятия, осмысление поддержки родителей, младших школьников и т.д.). Выявленные в ходе таких социологических исследований запросы современной семьи соотносятся с основными направлениями научно-педагогического поиска школы в целом (в области воспитания и образования). Формируется коллектив специалистов (включая классного руководителя, социального педагога, педагога психолога и др.), которые могут охватить всех учащихся класса и их родителей педагогической, социально- педагогической и психологической диагностикой, и, кроме того, компетентно и профессионально работать в дальнейшем с детскородительской аудиторией. Таким образом, интеграция специалистов образовательного учреждения и семьи в процессе повышения педагогической компетентности семьи заключаются в: - классификации проблем семьи и школы в процессе реализации программы; - оценке состояния социальной ситуации развития ребенка и системы социальных связей, в которых он находится; - во владении экспресс-методиками для диагностики и педагогической, социально-педагогической коррекции семейных отношений. Результаты реализации программы во многом зависят от того, насколько тщательно и продуманно ведется подготовка занятий, разнообразны формы и методы их проведения, своевременна информированность родителей о днях и темах занятий, тщательно подобран диагностический инструментарий Первое занятие с родителями школьников провести в форме социальнопедагогического практикума по диагностике родителей в потребности психологопедагогических знаний, по результатам которого определить ключевые темы работы педагогического коллектива с семьями в конкретном классе. Заключительное занятие по программе нужно провести в форме «круглого стола», которое проходит под знаком дальнейшего совершенствования содержания и форм организации реализации Программы. Одной из задач «круглого стола» является обобщение опыта семейного воспитания, выявление путей его совершенствования в соответствии с обновленными требованиями к образованию и воспитанию, обсуждение результатов Программы и итогов работы школы за истекший период. Составить график занятий (расписание) с утвержденным директором школы: • с определенным днем недели и временем проведения занятия для каждого класса (ответственный за составление расписания занятий по программе – заместитель директора по учебно-воспитательной работе). • индивидуальных бесед и консультаций педагогов и специалистов различных школьных служб • консультационные часы Обо всех изменениях в расписании занятий и консультаций родителям сообщается на занятиях или в индивидуальном порядке. Обучение родителей проводится в удобное для их время, при этом не допускаются дополнительные перегрузки. Направления, структурирующие деятельность по решению этой проблемы: - разработка содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимой педагогической компоненты в практику современного семейного воспитания; - реализация системы просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей (семьям, переживающим разные периоды развития; семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи; дисфункциональным семьям и т.д.); - разработка содержания повышения воспитательного потенциала семьи в рамках последовательных этапов: 1) диагностико-аналитический; 2) деятельностнопрактический; 3) рефлексивно-оценочный; 4) социально-педагогическое сопровождение; - оценка кадрового обеспечения системы социально-педагогической поддержки младших школьников из дисфункциональных семей образовательного учреждения, определяющая разработку и осуществление повышения профессиональной компетентности педагогов и других специалистов для работы по ее организации; - учет и реализация возможностей образовательного учреждения по родительскому образованию и социально-педагогической поддержки через включение мер существующих и вновь создающихся программ регионального, муниципального и школьного уровней. - управление системной организацией работ отдельных специалистов, работающих с семьей, эффективному содействию преодоления кризиса семейного воспитания. Таким образом, реализуя программу специалисты школы смогут создать условия для развития у родителей и повышения собственной профессиональной компетентности. Перечень вопросов для рассмотрения на методическом объединении классных руководителей, на общешкольном родительском собрании. 1. Современное законодательство в сфере семейной политики (Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административной ответственности, Семейный Кодекс Российской Федерации, Уголовный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности...» и другие нормативные и правовые акты федерального и краевого уровня). 2. Профилактика жестокого обращения с детьми (понятие «жестокое обращение», причины и источники насилия над детьми, виды насилия и жестокого отношения с детьми, обзор программ помощи, профилактики и реабилитации детей. Семья как фактор жестокого обращения с детьми). 3. Технологии педагогической и социально-педагогической педагогической помощи и поддержки семьи в современных условиях (понятие, виды помощи и поддержки, командное взаимодействие в реализации помощи и поддержки учащихся и их семей). 4. Профилактика суицидального поведения детей и молодежи (понятие о суициде; виды суицида; факторы, способствующие суицидальному поведению; признаки надвигающегося предсуицида и суицида; семья и школа как фактор суицида; способы профилактики суицида). 5. Современная семья – какая она? (типология семей; семья как фактор девиаций ребенка; семья как фактор социализации и виктимности ребенка; позиция ребенка в современной семье; особенности организации работы с разными типами семей). План Программы родительского образования по классам НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ I КЛАСС Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I класс. Вновь за школьной партой Цель: ознакомить родителей с психолого-педагогическими особенностями развития детей младшего школьного возраста, предложить практические рекомендации. Младший школьный возраст как жизненно важный этап в интеллектуальном развитии детей. Основные направления преобразования мышления в течение первых лет обучения в школе. Способы стимулирования интеллектуального развития детей этого возраста. Необходимость комплексного формирования всех видов интеллектуальной деятельности у детей младшего школьного возраста. Основные виды деятельности младших школьников: учение, труд, общение и игра. Особая роль учебной деятельности в развитии ребенка этого возраста. Сочетание различных видов деятельности как условие оптимального развития ребенка. Превращение познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти) из непосредственных в опосредствованные и из непроизвольных в произвольно регулируемые. Условия ускоренного развития и совершенствования речи младших школьников. Кризис семи лет. Негативная симптоматика кризиса: упрямство, строптивость, негативизм, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Стратегия поведения родителей. Тема 2. Формирование личности в младшем школьном возрасте Цель: ознакомить родительский коллектив с особенностями формирования личности и отдельных личностных качеств ребенка в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст – время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Усиление сознательного контроля и волевой регуляции деятельности. Предупреждение мотива избегания неудачи. Формирование адекватной самооценки и нормального уровня притязаний ребенка. Условия формирования и закрепления трудолюбия как качества личности в младшем школьном возрасте. Развитие самостоятельности ребенка. Изменение системы взаимоотношений ребенка с окружающими людьми при поступлении в школу. Осознание ребенком своего личного отношения к миру, изменение содержания внутренней позиции детей, которое в большей степени связано с взаимоотношениями с другими людьми, особенно сверстниками. Влияние характера отношений с одноклассниками на эмоциональное состояние ребенка. Тема 3. Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть Цель: ознакомить родителей с трудностями периода адаптации детей к школе в первый год обучения, предложить практические советы по их устранению. Первый класс – праздник и стресс. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе. Физиологические трудности адаптации первоклассника к школе. Основные проблемы адаптационного периода: включение в новую деятельность, вхождение в новую систему отношений, привыкание к непривычному режиму дня и работы, появление новых обязанностей, необходимость проявления таких качеств личности, как дисциплинированность, ответственность, настойчивость, усидчивость, работоспособность и трудолюбие. Пути преодоления трудностей адаптационного периода к школе. Тема 4. Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника Цель: определить понятие «здоровый образ жизни» и его влияние на развитие и воспитание ребенка; предложить рекомендации по организации здорового образа жизни ребенка. Здоровый образ жизни: понятие, структурные компоненты. Значимость воспитания здорового образа жизни первоклассника. Причины нарушения здоровья ребенка в школе: стрессовая тактика педагогического воздействия, несоответствие технологий и методик обучения функциональным возрастным возможностям детей, интенсификация учебного процесса, нерациональная организация учебного процесса и самостоятельной работы ученика. Психолого-педагогические рекомендации родителям первоклассников по сохранению здоровья детей. Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника. Тема 5. Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе Цель: обозначить проблемы детей в учебе; дать рекомендации по организации помощи ребенку в учебе. Новая социальная позиция: ребенок становится учеником, т.е. участником учебной деятельности, которая требует большого напряжения сил, воли, интеллекта. Общая стратегия поведения родителей в целях помощи детям для их более успешного обучения. Влияние родителей на мотивацию учения ребенка. Почему особенно важно на первоначальном этапе обучения обеспечить ученику успех. Практические рекомендации по оказанию помощи ребенку в учебе, при подготовке домашнего задания. Советы родителям для поддержания познавательного интереса в домашних условиях. Тема 6. Игра и труд в жизни младшего школьника Цель: определить место и значение игры и труда в жизни младшего школьника; предложить рекомендации по организации игровой и трудовой деятельности ребенка младшего школьного возраста. Значение игры в жизни младшего школьника. Возможности игровой деятельности для младшего школьника. Изменение характера игр детей в младшем школьном возрасте. Появление и распространение игр-соревнований и конструкторских игр, способствующих развитию у детей деловых и интеллектуальных качеств. Развивающее значение детских спортивных игр. Игра как идеальная форма совместной жизни ребенка и взрослого. Игра – первичный и продуктивный способ пробуждения творческих потенций; мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребенком своей роли в жизни. Приучение ребенка к труду. Развивающие виды трудовой деятельности. Организация детского труда в школе и дома. Труд как инициативная, самостоятельная и творческая работа. Необходимость детского труда и способы его стимулирования. Тема 7. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника Цель: предложить родителям практические рекомендации по воспитанию нравственных привычек и культуры поведения детей. Возраст 7-8 лет – благоприятный период для усвоения моральных норм. Психологическая готовность младшего школьника к пониманию смысла норм, правил и к их выполнению. Переход от нравственного реализма к нравственному релятивизму – к пониманию относительности существующих норм. Особенности нравственных суждений детей – реалистов и релятивистов. Нравственные привычки и способы их воспитания. Культура поведения ребенка и пути ее воспитания. Положительный пример родителей. Как помочь детям освоить нормы, правила, запреты, которые устанавливают взрослые. Тренинг детско-родительских отношений Г. Колпаковой. Тема 8. Увлекаемость и увлеченность детей младшего школьного возраста Цель: ознакомить родительский коллектив с возрастными особенностями первоклассников и способствовать формированию представления о возможности существования увлеченности и увлекаемости в этом возрастном периоде. Младший школьный возраст как период активного ознакомления с окружающим миром и активного познания своих способностей и возможностей – благоприятный период для развития творчества ребенка. Увлекаемость как неизбежность возраста. Мир интересов и увлечений младшего школьника. Познание мира младшим школьником в деятельности и через деятельность. Деятельность как подражание взрослым (родителям). Зависимость разнообразия увлечений от окружения, условий, в которых живет ребенок. Правила поведения родителей: не ограничивать стремления ребенка к подражанию, копированию поведения окружающих, близких; создание условий для подражания, соответствующих возможностям ребенка. Тема 9. Организация семейного чтения Цель: определить роль семейного чтения в воспитании младшего школьника; предложить родителям практические рекомендации по организации семейного чтения. Книга в семье и духовное развитие ребенка. Семейная библиотека. Приемы и методы приобщения ребенка к чтению. Развитие воображения и творческого мышления у детей в ходе обсуждения прочитанного. Как можно создать обогащенную среду дома, способствующую воспитанию любви к книге, чтению, развитию грамотности ребенка: письменная речь, чтение взрослыми газет, книг для своих собственных целей; семейное чтение вслух; возможность знакомиться со значением слов и выражений по надписям различного рода, инструкциям, с правилами детских игр, конструкторов и т.д.; возможность обращения к словарям и справочникам; устная речь, образцы речи взрослых; свободное общение в сюжетно-ролевых играх, в разговорах со сверстниками и др. Советы и рекомендации родителям по организации семейного чтения. Тема 10. Вот и стали мы на год взрослей Цель: ознакомление родителей с достижениями детей – выпускников первого класса. Форма проведения: устный журнал, проводимый совместно учащимися и родителями. План работы «Школы ответственного родительства» 2 КЛАСС Сентябрь Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во II класс Цель: ознакомить родителей с особенностями развития детей – учеников второго класса, предложить практические рекомендации по воспитанию детей данного возраста. Осознанность процесса учения. Особенности мотивации учения данного возраста. Уверенность во взаимоотношениях с учителем, со сверстниками. Подражательность второклассников. Рефлексия как новообразование возраста. Доминирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у детей данного возраста. Начальный период формирования способности к саморегуляции внешней и внутренней. Трудности в воспитании, работе, общении с учащимисявтороклассниками и возможные пути решения этих проблем. Октябрь Тема 2. Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста Цель: предложить рекомендации родителям по выявлению и развитию индивидуальных особенностей детей. Внутренний мир ребенка. «Область достижений» и «область ограничений». Особенности характера ребенка младшего школьного возраста. Индивидуальный подход к ребенку и его возможностям. Компенсация недостатков и развитие талантов. Способности ребенка и пути их развития. Помощь ребенку со стороны родителей, учителя в развитии его индивидуальности. Ноябрь Тема 3. Место детства в становлении личности. Ребенок – субъект детства Цель: определить значение и важность детства для развития ребенка как личности. Самоценность детства. Три основные группы качеств личности, которые складываются в детстве: стилевые, инструментальные и мотивационные. Последовательность проявления этих групп качеств и их связь с основными периодами личностного развития. Несовпадение познавательного и личностного развития ребенка. Школьный возраст как наиболее значимый для формирования личности. Становление устойчивой нравственной позиции, обретение самостоятельности, независимости и внутренней свободы – главные цели личностного развития ребенка в детстве. Возможные пути развития личности в современном обществе. Приоритет нравственного начала над предпринимательством, необходимость укрепления нравственности у детей наряду с развитием у них прагматического взгляда на жизнь. Опасность формирования агрессивности в детском возрасте. События детства. Декабрь Тема 4. Самооценка младшего школьника Цель: предложить родителям способы формирования у младшего школьника адекватной самооценки. Самооценка и ее влияние на развитие личности младшего школьника. Оптимальный уровень самооценки. Самооценка и уровень притязаний. Следствия завышенной, заниженной, адекватной самооценки. Пути формирования адекватной самооценки младшего школьника. Причины формирования неадекватной самооценки ребенка: попустительский стиль воспитания, потакание капризам, необъективная похвала, равнодушие к проблемам ребенка, пренебрежение успехами ребенка и др. Способы коррекции самооценки. Правила повышения самооценки. Влияние родительской любви (нелюбви) к ребенку на формирование его самооценки. Сравнение успехов ученика с его собственными (вчерашними) как важнейший фактор формирования адекватной самооценки. Январь Тема 5. Общение родителей с детьми младшего школьного возраста Цель: привлечь внимание родителей к важности доверительного общения с ребенком; предложить рекомендации по организации общения с ребенком. Значимость общения с родителями для развития и становления личности первоклассника. Влияние родителей и детей друг на друга. Типы взаимоотношений между родителями и детьми: сотворчество, сотрудничество, паритетные, независимые, конкурентные, конфликтные, авторитарные. Ответственность родителей за стиль отношений в семье. Позиция родителей. Доверительные отношения в семье. Обсуждение жизненных проблем с ребенком. Повседневное и продуктивное общение родителей со своими детьми. Цели общения: обсуждение учебной деятельности, обмен информацией, стимуляция деятельности, поддержание активности и заинтересованности ребенка, обсуждение телевизионных фильмов, передач. Правила общения родителей с ребенком. Дефицит речевого общения ребенка с взрослым и его последствия. Февраль Тема 6. Воспитание коллективизма в начальной школе Цель: определить роль коллектива в жизни младшего школьника; предложить рекомендации по включению ребенка в коллектив сверстников. Коллектив и развитие личности младшего школьника. Расширение сферы и содержания общения, включение ребенка в сложную систему человеческих отношений. Углубление общения и начало образования неофициальных объединений детей на базе личных интересов. Двойственность воздействия реального коллектива на личность школьника. Пути устранения отрицательного и усиления положительного влияния коллектива на личность младшего школьника. Застенчивый, замкнутый ребенок. Пути объединения коллектива, включения младшего школьника в коллектив сверстников. Март Тема 7. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения Цель: предложить информацию о направлениях сохранения здоровья школьника; дать рекомендации по воспитанию здорового ребенка. Физическое, психическое и душевное здоровье младшего школьника. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения. Факторы сохранения физического здоровья школьников: условия жизни, соблюдение режима труда и отдыха, укрепление иммунной системы, отсутствие вредных привычек, сбалансированное питание и др. Причины нарушения психического здоровья младшего школьника: нагрузки, страх, переутомление. Способы сохранения психического здоровья: физические упражнения, занятие различными видами искусств, прогулки и др. Правила сохранения душевного здоровья. Идея бережного отношения к здоровью как внутреннее убеждение младшего школьника. Апрель Тема 8. Детская агрессивность и ее причины Цель: обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка; сформировать у родителей понимание проблемы детской агрессии и путей ее преодоления. Понятие агрессии и ее характерные черты. Виды агрессии: инструментальная агрессия как средство достижения определенной цели; враждебная агрессия как способ причинить человеку боль. Ситуативная и устойчивая формы агрессии. Причины детской агрессии. Расположение и неприятие как факторы, позитивно и негативно влияющие на формирование детской агрессии. Разумная требовательность родителей по отношению к себе и собственному ребенку – одно из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей. Рекомендации родителям по профилактике и коррекции детской агрессивности: сказкотерапия, психические освобождающие игры, режиссерские игры и др. Май Тема 9. Семейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста Цель: определить место и значение семейных традиций в жизни ребенка; предложить практические рекомендации по формированию семейных традиций. Роль семейных традиций в формировании личности ребенка младшего школьного возраста. Национальные традиции семейного воспитания. Семейные праздники и их значение для ребенка. Семейный этикет. Формирование и сохранение семейных традиций. Презентация семейных традиций. III КЛАСС Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в III класс Цель: ознакомить родителей с особенностями развития учащихся третьего класса. Особенности психического развития учащихся третьего класса: увеличение объема, скорости переключения внимания; устойчивость и концентрация внимания; развитие словесно-логического и образного мышления, способности решать задачи в трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном); способность управлять собой и внешне – своим открытым поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. Усложнение взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями. Тема 2. Самосознание и образ «Я» младшего школьника Цель: предложить родительскому коллективу способы формирования самосознания и образа «Я» детей младшего школьного возраста. Ведущая потребность ребенка младшего школьного возраста – быть школьником (стремление соответствовать роли школьника, желание быть успешным в учебе, ориентация на признание себя в качестве школьника сначала учителем, позже – сверстниками). Самосознание ребенка и образ «Я» – его отношение к миру и людям. Нравственное развитие как результат повседневного опыта. Пути освоения этики поведения. Способность ребенка быть ответственным. Психологические критерии нравственного развития. Анализ формирующих педагогических ситуаций. Тема 3. Секретный мир наших детей, или Ребенок и улица Цель: определить роль сверстников, друзей в развитии личности ребенка младшего школьного возраста; предложить рекомендации родителям по организации отношений с друзьями ребенка. Значение друзей, дружбы в жизни ребенка младшего школьного возраста. Возрастные особенности восприятия дружбы ребенком младшего школьного возраста. Положение ребенка в группе и его самоощущение. Популярные и непопулярные дети в коллективе. Причины популярности и непопулярности ребенка среди сверстников. Конформность и нон конформность ребенка. Положительный и отрицательный эффект влияния компании на ребенка младшего школьного возраста. Одиночество ребенка. Проблемы ребенка в выборе друзей. Стратегия поведения родителей: тактичность, корректность, желание понять и помочь. Тема 4. Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против Цель: определить оптимальные методы воспитания ребенка в семье. Классификация методов воспитания: методы убеждения, методы воспитания привычного поведения (методы упражнения); методы формирования эмоциональноволевой сферы личности (методы стимулирования). Методы поощрения. Методы наказания. Как выбрать оптимальный метод воспитания ребенка в семье. Согласованность родителей в выборе методов семейного воспитания. Тема 5. Десять ошибок в семейном воспитании, которые все когда-нибудь совершали Цель: выявить ошибки семейного воспитания; предложить пути их предупреждения, устранения. Ошибки семейного воспитания: обещание больше не любить, недостаточность ласки, безразличие, излишняя строгость; принципы: «детей надо баловать», «больше денег – лучше воспитание», «наполеоновские планы»; навязанная роль; ваше настроение, малое количество времени, затраченного на воспитание ребенка и последствия этого. Пути предупреждения и устранения ошибок в семейном воспитании. Тема 6. Семейный досуг: игры, домашние праздники, чтение Цель: познакомить родителей с возможными формами организации семейного досуга. Понятие «семейный досуг». Значение совместного времяпрепровождения для формирования личностных качеств младшего школьника. Игры как способ организации семейного досуга: настольные, спортивные и т.д. Домашние праздники (день рождения, Новый год, Рождество и др.) как одна из форм организации домашнего досуга и сохранения домашних традиций. Семейное чтение и его организация. Совместный отдых родителей с детьми. Тема 7. Страхи детей и пути их преодоления Цель: выявить причины страха детей младшего школьного возраста; предложить пути их преодоления. Объекты страха ребенка младшего школьного возраста. Страхи ребенка и особенности воспитания. Классификация возможных причин страха детей младшего школьного возраста по Т.Н. Васильевой. Способы преодоления страха детей. Тема 8. Вот и стали мы на год взрослей Цель: ознакомить родителей с достижениями детей – выпускников третьего класса. Форма проведения: устный журнал, проводимый совместно учащимися и родителями. IV КЛАСС Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в IV класс Цель: ознакомить родителей с особенностями развития учащихся четвертого класса; определить стратегию поведения родителей. Интеллектуализация и произвольность психических процессов учащихся четвертого класса. Сформированность внутренней мотивации к обучению, адекватной самооценки, осознанности своих изменений в результате учебной деятельности. Относительная независимость от родителей. Предпочтение общения с друзьями, одноклассниками общению со взрослыми. Осознание ребенком своего личного отношения к миру, изменение содержания внутренней позиции. Факторы, оказывающие влияние на эмоциональное состояние четвероклассника: успехи в учебе, отношения с учителями, место в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, степень реализации его способностей в коллективе сверстников. Начало зарождения новых социальных отношений: дети оценивают мир взрослых и переносят его правила в мир общения со сверстниками. Физиологические изменения в организме ребенка и их влияние на восприятие мира и самого себя. Задачи родителей: сохранить духовную связь с детьми, стать им старшими друзьями, наставниками. Тема 2. Организация свободного времени детей младшего школьного возраста Цель: проанализировать возможные формы организации свободного времени детей, совместного отдыха родителей и детей. Пути организации содержательной деятельности, целесообразной организации времени ребенка в течение дня: четкий распорядок дня и его выполнение; создание информационно-игровой среды; направление ребенка на целевое использование времени; поощрение целесообразного и разумного выбора занятий, игр; поощрение увлеченности ребенка каким-либо занятием на примере своей увлеченности; разумное использование телевизора, магнитофона и других технических средств. Формы совместного отдыха родителей и детей: совместная интеллектуальная, творческая, трудовая, спортивная деятельность, совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры. Тема 3. Телевизор: помощник или враг? Цель: выявить позитивное и негативное влияние телевидения на развитие детей младшего школьного возраста. Влияние телевидения на воспитание младшего школьника. Как выбрать телевизионные передачи для просмотра ребенком. Совместный с ребенком просмотр телепередач и их обсуждение как способ воспитания и установления контакта с ребенком. Тема 4. Ребенок среди сверстников Цель: дать представление о роли коллектива в жизни ребенка; предложить рекомендации по развитию коллективизма у ребенка. Детский коллектив и его значение в развитии личности. Проблемы самочувствия ребенка в коллективе: мальчики и девочки. Потребности ребенка в признании и самореализации. Поиск референтной группы. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками (наблюдать за ребенком во время его общения со сверстниками; организовывать совместную деятельность ребенка с его сверстниками; контролировать повышение уровня его возбуждения; обращать внимание на трудности ребенка в соблюдении очередности в игровых действиях; при встрече с учителем обсуждать проблемные вопросы воспитания ребенка). Тема 5. Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя Цель: определить значение диалога в становлении субъектной позиции ребенка; предложить рекомендации родительскому коллективу по организации диалога с ребенком младшего школьного возраста. Педагогический диалог в семье. Общение и диалог как средство развития мышления, речи, понимания мира, людей и самого себя. Характеристика детей в зависимости от умений вступать в диалог и организовывать диалог с взрослым, сверстником. Внутренний диалог как возможность личности выработать идею о самой себе, осознать своё «Я». Правила коммуникативной педагогики. Способы включения ребенка в диалог. Тема 6. Развитие у детей самостоятельности, важной для дальнейшего обучения Цель: оценить развитие самостоятельности учащихся; дать рекомендации родителям по развитию у детей самостоятельности. Самостоятельность как личностное качество ребенка. Критерии и показатели самостоятельности. Дилемма доверия – недоверия, возникающая при воспитании самостоятельности у детей младшего школьного возраста, ее оптимальное решение и возможные отрицательные следствия при неудачном решении. Способы, приемы, средства воспитания самостоятельности у детей данного возраста. Использование коллективных форм организации учения и труда детей в начальных классах школы для развития самостоятельности. Тема 7. «Прощай, начальная школа» Цель: подведение итогов обучения в начальной школе. Форма проведения: устный журнал, проводимый совместно учащимися и родителями. Методические указания Рекомендуется один раз в год проводить встречу с родителями в форме презентации семейного опыта, способствующей использованию позитивного опыта благополучных семей в воспитании детей. Тематические, индивидуальные и групповые консультации проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, носящих конфиденциальный характер и требующих безотлагательного решения. Родители приглашаются для участия в тематических консультациях с помощью специальных приглашений. В тематических консультациях участвуют специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Родители должны уйти после консультации, получив конкретные рекомендации по проблеме, которая их волнует. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с детьми, друзьями ребенка, педагогами, очень корректно выяснить причину конфликта, если он имеется. Проблема, выносимая на консультацию, должна рассматриваться с различных позиций: ребенка, родителей, педагога, окружения. Во время консультации ни в коем случае нельзя сравнивать родителей и детей друг с другом, важно общение в доброжелательной атмосфере.