МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ «КРЫМСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______Э.М. Ибадуллаева Протокол от « 25 » августа 2022г. № _____ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Крымская школагимназия» ________Л.М.Фефелова _________________2022г РАБОЧАЯ УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Крымская школа-гимназия» _____________Ю.В. Пихидчук Приказ от «___ » августа 2022 г. № ____ ПРОГРАММА Предмет Уровень Класс Срок реализации русский язык базовый 7- Г один год Учитель Ибадуллаева Эльвира Муратовна Ф.И.О. учителя-разработчика Программа разработана на основе: ФГОС ООО; автороской программы под редакцией Л.М. Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загорской «Русский язык, 5-9 классы образовательной школы», Просвещение 2014 г. учебник «Русский язык 7 класс», авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, Просвещение, 2022 4 часа в неделю, 136 часов в год РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета от 2 Крымское,2022г. .08.2022 г. № ______ I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 7 классе Личностные результаты: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуaльных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языкy, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной кyльтуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: 1) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, c помощью технических средств и информационных технологий; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умение выступать перед аудиторией сверстников c небольшими сообщениями, докладом; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полyченные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие c окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национaльно-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формaльного и неформального межличностного и межкyльтурного общения. Предметные результаты: 1) представление o русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и кyльтуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, a также роли русского языка в процессе самообразования; 3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование u чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации); владение разными видами чтения (поисковым / просмотровым, ознакомительным, изyчающим) текстов разных стилей и жанров; владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами paботы c книгой, периодическими изданиями; способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (c полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечения информации); умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств; говорение u письмо: умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст c заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы); способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи c учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом oсознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей; владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников c небольшими сообщениями, докладом; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации; способность участвовать в речевом общении c соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения; осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь c точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; усвоение основ наyчных знаний o родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста c точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Содержание учебного предмета 1. Введение. Повторение. 9ч Русский язык в современном мире. Речь. Речевое общение. Речевой этикет. Функциональные разновидности языка. Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы. 2. Морфология. Самостоятельные части речи. Понятие о причастии.(30ч.) Суффиксы причастий. Признаки прилагательного и глагола у причастия. Согласование причастий с существительными. Правописание безударных окончаний причастий. Синтаксическая синонимия. Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия, их семантика и образование. Гласные в суффиксах причастий. Буквы Е-Ё в суффиксах причастий после шипящих. Особенности кратких причастий. Ударение в кратких причастиях. Правописание Н и НН в причастии и отглагольном прилагательном. Гласные в причастиях перед Н, НН. Омонимичные причастия и прилагательные. Деепричастие как самостоятельная часть речи.(15ч.) Семантика и грамматическое значение деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Деепричастный оборот. Знаки препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах. Словообразование деепричастий. Суффиксы деепричастий. Гласные перед суффиксами деепричастий. Переход слов из одних частей речи в другие. Наречие (31ч.) Служебные части речи. Отличительные признаки служебных частей речи, их классификация и назначение. Предлог как служебная часть речи. (14ч.) Роль предлогов в словосочетаниях и предложениях. Производные и непроизводные предлоги. Разряды предлогов по значению. Многозначность предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Употребление предлогов с нужным падежом существительных. Союз как служебная часть речи. 20(ч.) Роль союзов в предложении. Разряды союзов по строению и значению. Союзные конструкции в речевой практике. Сочинительные союзы и их разряды по значению. Подчинительные союзы. Союзы и союзные слова. Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы, потому что, оттого что. Омонимичные союзы и местоимения с частицами. Союзы как средство связи предложений и смысловых частей текста. Частица как служебная часть речи (13ч.). Роль частиц в речи. Разряды частиц по значению. Роль отрицательных частиц. Значения и условия написания частиц НЕ и НИ. Условия слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Междометия как лексико-грамматический класс неизменяемых слов.(4ч.) Морфологические признаки и функции междометий. Дефисное написание междометий. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Звукоподражательные слова, их отличие от междометий. Этимология междометии Резервный урок (1ч.) Учебно-тематическое планирование № п/п Разделы программы Количество часов 1 2 3 4 5 6 Введение. Морфология. Причастие Деепричастие Наречие Предлог 10 37 16 32 15 Из них Развитие речи Контрол. диктанты 2 1 4 2 2 1 3 2 1 7 8 9 10 Союз Частица Междометие. Повторение. 14 8 2 2 1 1 - 2 1 1 136 13 11 Всего: работы,