30 24.08.2016 Пр. № 203ПОЛОЖЕНИЕ об организации внеурочной деятельности

Приложение № 3
к приказу от 24.08.2016 г № 203
ПРИНЯТО
на заседании методического совета
Протокол № 1 от 23.08.2016 г.

УТВЕРЖДАЮ
ИО директора
МБОУ «Крымская школагимназия»
____________ С.А. Коцуба

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В МБОУ «КРЫМСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»
1. Общее положение
1.1. Настоящее Положение об организации внеурочной деятельности дл
обучающихся, осваивающих основную образовательную программу
начального (основного) общего образования (далее – Положение) в
МБОУ «Крымская школа-гимназия» разработано в соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012
г.
№273-ФЗ,
Федеральным
государственным
образовательным стандартом начального общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС НОО), Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (далее – ФГОС
ООО), постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г.
№189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемилогические требования к условиям организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН 2.4.2.2821 – 10) и
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
14.12.2015 г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации
дополнительных общеобразовательных программ».
1.2. Внеурочная деятельность обучающихся – специально организованная
деятельность обучающихся 1 – 4 (5 – 9) классов, представляющая собой
неотъемлемую часть образовательного процесса в общеобразовательной
организации (далее – ОО), отличная от урочной системы обучения.
1.3. Время, отведенное на внеурочную деятельность обучающихся, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов
финансирования,
направляемых
на
реализацию
основной
образовательной программы.

1.4. Содержание занятий внеурочной обучающихся формируется с учетом
пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
1.5. При организации внеурочной деятельности обучающихся ОО могут
использоваться
возможности
организаций
дополнительного
образования, культуры, спорта.
2. Цель и задачи
2.1. Целью внеурочной деятельности обучающихся является содействие в
обеспечении достижения ожидаемых результатов учащихся 1-4 (5-9)
классов в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО.
2.2. Внеурочная деятельность обучающихся направлена на реализацию
индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления
выбора широкого спектра видов и форм, направленных на развитие
детей, формирование универсальных учебных действий.
2.3. Занятия внеурочной деятельности обучающихся способствует
удовлетворению
индивидуальных
образовательных
интересов,
потребностей и склонностей школьников, ориентирует на приобретение
образовательных результатов и направлены на решение следующих
задач:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к здоровью и
здоровому образу жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среды
(экологическое воспитание);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание).
3.

Направления, формы, виды организации и классификации
результатов внеурочной деятельности обучающихся

3.1. Внеурочная деятельность может быть организована:
по направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, общнственнополезная деятельность, проектная деятельность;
по видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная
деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение;
художественное творчество, социальное творчество (социальная
преобразующая
добровольческая
деятельность);
техническое
творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивнооздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность;
в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы,
соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности

-

-

-

обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами,
родителями и т.д.
3.2. Классификация
результатов
внеурочной
деятельности
обучающихся:
первый уровень результатов внеурочной деятельности обучающихся
включает приобретение социальных знаний (об общественных нормах,
устройстве общества, о социально одобряемых формах и неодобряемых
формах поведения в обществе и т.д.), первичного понимания социальной
реальности и повседневной жизни;
второй уровень результатов внеурочной деятельности обучающихся
включает получение опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,
знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным
реальностям в целом;
третий уровень результатов внеурочной деятельности обучающихся
включает получение опыта самостоятельного общественного действия в
открытом социуме, за пределами среды образовательной организации.

Права, обязанности и ответственность участников образовательной
деятельности
4.1. Администрация ОО:
разрабатывает раздел учебного плана по организации внеурочной
деятельности обучающихся 1-4 (5-9) классов с учетом результатов
анкетирования родителей и обучающихся;
составляет расписание внеурочной деятельности с соблюдением
требований нормативных документов, регламентирующих данную
деятельность;
осуществляет в течение учебного года постоянный контроль за
выполнением программ внеурочной деятельности обучающихся;
осуществляет контроль за ведением журналов внеурочной деятельности;
в соответствии с разделом 7 настоящего Положения заключает договоры
о совместной деятельности с учреждениями дополнительного
образования, культуры, спорта об организации внеурочной деятельности
для обучающихся ОО;
организует мониторинговые исследования результатов внеурочной
деятельности обучающихся с ежегодным отражением итогов в
материалах внутренней системы оценки качества образования ОО.
4.

4.2. Контроль за организацией внеурочной деятельности в ОО осуществляет
заместитель директора по учебно-воспитательной работе по плану,
утвержденному директором ОО, по следующим направлениям:
оценка содержания и качества программ внеурочной деятельности;
организация проведения занятий внеурочной деятельности в
соответствии с учебным планом и расписанием;
посещаемость занятий внеурочной деятельности;

система оценки результатов обучающихся в рамках внеурочной
деятельности.

-

4.3. Классный руководитель:
организует работу по анкетированию родителей и обучающихся, с
целью определения направлений внеурочной деятельности для
обучающихся класса;
доводит до сведения родителей (законных представителей) график
внеурочной деятельности и вносимые в него изменения;
осуществляет постоянный контроль за посещаемостью учащихся
занятий внеурочной деятельности;
участвует в мониторинговых исследованиях результатов внеурочной
деятельности обучающихся.
4.4. Деятельность педагога внеурочной деятельности обучающихся
регламентируется Уставом школы-гимназии, Правилами внутреннего
распорядка, должностными инструкциями, локальными актами школыгимназии.
Педагог внеурочной деятельности:
в соответствии с разделом 8 настоящего Положения разрабатывает
программу внеурочной деятельности;
в соответствии с разделом 10 настоящего Положения обеспечивает
ведение документации педагога, регламентирующей внеурочную
деятельность;
совместно с классным руководителем и родителями (законными
представителями)
осуществляет
постоянный
контроль
за
посещаемостью обучающимися занятий внеурочной деятельности;
фиксирует результаты внеурочной деятельности в журнале внеурочной
деятельности;
оказывает помощь обучающемуся в создании и пополнении портфолио
достижений по результатам внеурочной деятельности;
участвует в мониторинговых исследованиях результатов внеурочной
деятельности обучающихся.
4.5. Родители (законные представители) обучающихся:
участвуют
в анкетировании с целью определения направлений
внеурочной деятельности для обучающихся;
несут ответственность за посещение обучающихся занятий внеурочной
деятельности;
оказывают помощь обучающемуся в создании и пополнении портфолио
достижений обучающегося.
5.

Требования к организации внеурочной деятельности обучающихся

5.1. Программы внеурочной деятельности
обучающихся могут быть
разработаны педагогами школы-гимназии самостоятельно (авторские)
или на основе переработки примерных образовательных программ.
5.2. Оптимальная продолжительность ежедневных занятий внеурочной
деятельности обучающихся составляет не более 2 часов, наполняемость
групп от 5-ти и более человек.
5.3. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на
социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности организации
деятельности школы-гимназии с целью максимального удовлетворения
потребностей обучающихся во внеурочной деятельности, её
дифференциации и индивидуализации.
5.4. Примерные результаты служат ориентировочной основой для
проведения неперсонофицированных мониторинговых исследований
для внутренней системы оценки качества образования (далее ВСОКО),
составления портфолио обучающегося в целях определения
эффективности внеурочной деятельности.
5.5. Программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям
к внеурочной деятельности обучающихся, в том числе утвержденным
СанПиНом 2.4.2.2821-10.
5.6. Выбор формы внеурочной деятельности обучающихся должен
опираться на гарантию достижения результата определенного уровня
(пункт 3.2. Положения). При разработке программы необходимо
выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к
результатам другого.
5.7. Формами подведения итогов освоения программы внеурочной
деятельности являются выставки, фестивали, соревнования, учебноисследовательские конференции и т. п. Перечень мероприятий
разрабатывается до начала учебного года и включается в годовое
планирование школы-гимназии. По каждому направлению внеурочной
деятельности в течение учебного года должно быть организовано не
менее двух мероприятий на уровне школы-гимназии.
6.

-

-

Типы образовательных программ внеурочной деятельности
обучающихся

В определении содержания программ педагог руководствуется
педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и
потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).
По содержанию программы внеурочной деятельности могут быть:
комплексные – предполагающие последовательный переход от
воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего
уровня (пункт 3.2. Положения) в различных видах внеурочной
деятельности;
образовательные – ориентированные на достижение результатов
определенного уровня (пункт 3.2. Положения);

образовательные программы по конкретным видам внеурочной
деятельности – игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и
другие;
возрастные образовательные программы, которые соотносятся с
возрастными критериями: для младших школьников и др.;
индивидуальные образовательные программы для обучающихся –
программы для одаренных детей, с особенностями состояния здоровья,
развития.

-

-

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования
при организации внеурочной деятельности обучающихся

7.

7.1. При организации внеурочной деятельности обучающихся школыгимназии могут использоваться возможности учреждений
дополнительного образования, культуры, спорта на основе договора
совместной деятельности.
7.2. Механизмы интеграции:
разработка и осуществление совместных программ и проектов,
отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных
задач;
кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными,
кадровыми, информационными финансовыми, материальнотехническими и др.);
предоставление услуг (консультативных, информационных, технических
и др.);
взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.
8.

Требования к структуре программы внеурочной деятельности,
оценка качества и утверждение программы внеурочной
деятельности обучающихся

8.1. Программа внеурочной деятельности обучающихся (далее – Программа)
включает в себя следующие разделы:
титульный лист;
пояснительную записку;
основное содержание;
ожидаемые результаты;
учебно-методический план;
список литературы.
8.2. Титульный лист содержит:
полное наименование ОО;
наименование Программы;

-

-

фамилия, имя, отчество, должность, квалификационная категория
разработчика;
гриф подтверждения Программы (название ШМО и дата рассмотрения;
дата согласования, подпись и Ф.И.О. зам.директора; реквизиты приказа,
должность и Ф.И.О. руководителя ОО);
название населенного пункта, в котором подготовлена Программа;
год составления Программы.

8.3. Пояснительная записка раскрывает цели и задачи обучения, воспитания
и развития обучающихся по данному направлению, педагогическую
идею, информацию о продолжительности занятия, возрастную
принадлежность, место проведения, виды деятельности, ожидаемые
результаты, формы подведения итогов работы.
8.4. Содержание Программы отражает динамику становления и развития
интересов обучающихся от увлеченности до компетентностного
самоопределения.
8.5. Учебно-методический план составляется в виде таблицы, где отражено
название темы, количество часов, отводимых на теоретические и
практические занятия.
8.6. Утверждение Программы предполагает проведение следующих
процедур:
рассмотрение Программы на школьном методическом объединении (до
начала учебного года);
согласование Программы заместителем директора по учебновоспитательному процессу (до начала учебного года);
утверждение Программы распорядительным актом руководителя
школы-гимназии (до начала учебного года).
9.

Этапы организации внеурочной деятельности

9.1. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
основной образовательной программы начального и основного
образования определяет школа-гимназия.
9.2. Обучающиеся и их родители (законные представители) участвуют в
выборе направлений и форм внеурочной деятельности посредством
анкетирования в конце учебного года (апрель-май).
9.3. Для родителей (законных представителей) и обучающихся, прибывших
в школу-гимназию в течение учебного года, анкетирование по
определению направлений внеурочной деятельности из уже имеющихся
в Учебном плане проводится в течение 7 учебных дней со дня издания
распорядительного акта о зачислении обучающегося в школу-гимназию.
9.4. Для обучающихся первых классов набор модулей программы
внеурочной
деятельности
определяется
на
информационном
родительском собрании в мае-июне.

9.5. До 05 сентября формируются группы для проведения занятий
внеурочной
деятельности
и
издаётся
соответствующий
распорядительный акт.
9.6. Для проведения занятий внеурочной деятельности педагог формирует
группу из обучающихся одного класса, параллели или разновозрастную
группу.
9.7. Занятия внеурочной деятельности, предполагающие активную
двигательную активность обучающихся (подвижные игры, экскурсии,
хореография т. д.), начинаются не ранее, чем через 15 минут после
окончания последнего урока.
9.8. Продолжительность занятий не должна превышать 45 минут. В 1-ом
классе используется ступенчатая система обучения (продолжительность
занятия от 30-ти минут в начале учебного года, до 40 минут к концу
обучения в 1-ом классе).
9.9. Перемены
между
занятиями
внеурочной
должны
быть
продолжительностью не менее 10 минут).
10.

Документация

10.1. Документация заместителя директора по учебно-воспитательной
работе:
учебный план (раздел планирования внеурочной деятельности);
результаты анкетирования родителей (законных представителей) и
обучающихся по определению направлений внеурочной деятельности в
школе-гимназии;
договоры с организациями дополнительного образования о совместной
деятельности;
план контроля внеурочной деятельности в системе внутришкольного
контроля;
распорядительные акты:
об утверждении программ внеурочной деятельности обучающихся (до
01 сентября);
об организации внеурочной деятельности на учебный год
(до
01сентября);
об утверждении списков обучающихся в соответствии с выбором
родителями (законными представителями) программ внеурочной
деятельности на данный учебный год (до 11 сентября);
расписание внеурочной деятельности;
аналитические справки по итогам контроля внеурочной деятельности и
материалы мониторинговых исследований результатов внеурочной
деятельности обучающихся с отражением во ВСОКО.
10.2.Документация классного руководителя:
анкеты родителей (законных представителей) и обучающихся для
определения направлений внеурочной деятельности (Приложение 1);

-

заявления родителей о зачислении ребенка для обучения по программам
внеурочной деятельности (Приложение 2);
общая карта занятости обучающихся класса (Приложение 3).

10.3.Документация педагога:
программа внеурочной деятельности;
журнал внеурочной деятельности;
материалы результатов внеурочной деятельности: видео, фотографии,
дипломы и другие документы, подтверждающие участие в конкурсах,
конференциях, фестивалях, выставках ит. д.
10.4.Требования к ведению журнала внеурочной деятельности:
название программы внеурочной деятельности;
количество часов в неделю, в год;
Ф.И.О. педагога, проводящего занятия;
график проведения занятий.
10.4.1. В разделе «Содержание» записывается тема занятия в соответствии с
тематическим планированием.
10.4.2. Журнал является финансовым документом, поэтому при его
заполнении необходимо соблюдать требования к оформлению классных
журналов.

Приложение 1
Анкета
«Ваши запросы и пожелания по организации
внеурочной деятельности обучающихся»
Цель: изучение запросов родителей по выбору занятий внеурочной
деятельности для своих детей.

(Фамилия, имя, класс обучающегося)

(Фамилия, имя, отчество родителя (законного представителя) обучающегося)

Выделите интересуемые
деятельности.
Направления
внеурочной
деятельности
Спортивнооздоровительное
Духовно-нравственное
Интеллектуальное
Общекультурное
Социальное

направления

Названия кружков,
занятий

и

занятия

внеурочной

Кол-во
часов в
неделю

Педагог

Будем рады Вашим предложениям:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
«__» ________ 20__ год

Подпись родителя ________________ /____________________________/
расшифровка

Приложение 2
Директору МБОУ
«Крымская школа-гимназия»
______________________________
______________________________
Ф.И.О. родителя

заявление.
Прошу зачислить мою дочь (сына) ___________________________________
_________________________________________________________________
Фамилия, имя ребенка

В группы для обучения по программам внеурочной деятельности (нужное
выделить отметкой):
Наименование программы
Учитель
Кол-во
Отметка
часов в
неделю

«__» ________ 20__ год
Подпись родителя ________________ /____________________________/
расшифровка

наимено
вание
програм
мы
наимено
(кол-во
часов)
вание
програм
мы
наимено
(кол-во
часов)
вание
програм
мы
наимено
(кол-во
часов)
вание
програм
мы
наимено
(кол-во
часов)
вание
програм
мы
(кол-во
часов)

№
Ф.И.О.
п/п обучающегося

Всего
Занятость в
организациях доп.
образования

Общий объем

наименование
кружка
(кол-во часов)

Направления внеурочной деятельности
школы-гимназии

наименование
кружка
(кол-во часов)

социальное

общекультурное

интеллектуальное

духовнонравственное

спортивнооздоровительное

Приложение 3

Сводная карта
занятости обучающихся _____ класса
во внеурочной деятельности


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».